УЧЕНИЕ О МОНАРХИИ ОТЦА

Этот вопрос как бы подразделяется на два подвопроса: 1) не уничижаем ли мы вторую и третью Ипостась, утверждая монархию Отца?; и 2) почему учение о монархии Отца имеет такое принципиальное значение, почему святые отцы Право­славной Церкви всегда настаивали на таком понимании тро­ичных отношений?

Единоначалие Отца ни в коей степени не умаляет Боже­ственного достоинства Сына и Духа.

Сын и Святый Дух по природе обладают всем, что присуще Отцу, за исключением свойства нерожденности. Но свойство нерожденности является свойством не природным, а личным, ипостасным, оно характеризует не природу, а способ ее суще­ствования.

Св. Иоанн Дамаскин об этом говорит: "Все, что имеет Отец, имеет и Сын, и Дух, кроме нерожденности, которая означает не различие по сущности, или в достоинстве, а образ бытия".

В.Н.Лосский пытается объяснить это несколько иначе (Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догмати­ческое богословие. М., 1991):

"Начало тогда только совершенно, когда оно начало реаль­ности равносовершенной. В Боге же причина, как совершен­ство личной любви, не может производить следствие менее со­вершенное, оно хочет их равночестными, и поэтому является также причиной их равенства".


Святитель Григорий Богослов (Слово 40 на Крещение) го­ворит: "Нет славы началу (т. е. Отцу) в уничижение тех, кото­рые от Него".

Почему отцы Восточной Церкви настаивали на учении о монархии Отца? Для этого нужно вспомнить, в чем состоит суть тринитарной проблемы: каким образом одновременно мыс­лить в Боге и троичность, и единство, причем так, чтобы одно не утверждалось в ущерб другому, чтобы утверждая единство, не сливать Лица и, утверждая различия Лиц, не разделить еди­ную сущность.

Святые отцы называли Бога Отца Божеством Источником. Например, святитель Григорий Палама в своем исповедании говорит:

"Отец — единственная причина и корень и источник, в Сыне и Святом Духе созерцаемого Божества".

По выражению Восточных отцов, "один Бог потому, что один Отец". Именно Отец сообщает свою единую природу в равной степени, хотя и различным образом Сыну и Духу Святому, в Которых она и пребывает единой и нераздельной.

При этом отсутствие отношения между Духом Святым и Сыном никогда не смущало восточное богословие, поскольку между Сыном и Святым Духом также устанавливается неко­торая соотнесенность, причем не непосредственно, а через Ипо­стась Отца, именно Отец поставляет Ипостаси в их абсолютном различии. При этом между Сыном и Духом непосредственно никакого отношения нет. Они отличаются только модусом Своего происхождения.

По выражению В.Н.Лосского (Очерк мистического богосло­вия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991, с. 47):

"Отец тем самым является пределом соотношений , от ко­торых Ипостаси получают свое различение: давая Лицам их происхождение, Отец устанавливает их соотношение с единым началом Божества как рождение и нахождение".

Поскольку Отец и Святый Дух одновременно восходят к Отцу как к одной причине, то уже в силу этого их можно мыс­лить как различные Ипостаси. При этом утверждая, что рож­дение и исхождение как два различных способа происхожде­ния Божественных Лиц не тождественны друг другу, право­славные богословы в соответствии с традицией апофатическо-го богословия отвергают всякие попытки установить, в чем же


конкретно это отличие заключается.

Св. Иоанн Дамаскин пишет, что "конечно, различие между рождением и исхождением есть — это мы узнали, но какой образ различия — этого никак не постигаем".

Любая попытка каким-то образом отменить или ослабить принцип единоначалия, неизбежно приводит к нарушению равновесия в Троице, равновесия между троичностью и еди­ничностью. Наиболее яркий пример тому — латинское уче­ние о филиокве, т. е. о двойном исхождении Духа Святаго от Отца и Сына как единой причины.