ЕДИНОСУЩИЕ ЛИЦ ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЫ

Пресвятую Троицу мы исповедаем единосущной и нераз­дельной, что нашло закрепление и в литургической практике Церкви (начальный возглас утрени).

Единосущие означает, что Отец, Сын и Святой Дух суть три самостоятельных Божественных Лица, обладающие всеми бо­жественными совершенствами, но это не три особые отдельные существа, не три Бога, а Единый Бог. Они имеют единое и не­раздельное Божеское естество. Они нераздельно обладают все­ми божескими совершенствами, имеют единую волю, силу, власть и славу. Каждое из Лиц Троицы обладает божественным есте­ством в совершенстве и всецело.

В Священном Писании слово "единосущный" не встреча­ется, хотя сама мысль о единосущии Божественных Лиц выра­жена там достаточно ясно.

Прежде всего в Евангелии от Иоанна, где говорится об от­ношениях Отца и Сына. Ин. 10, 30: "Я и Отец — одно", Ин. 14, 10: "Я в Отце и Отец во Мне", Ин. 14, 9: "Видевший Меня видел Отца".

Апостол Павел (I Кор. 2, 11) представляет Духа Святого в том же положении к Богу, в каком дух человеческий находит­


ся по отношению к человеку.

Сам термин "единосущный" впервые встречается у Диони­сия Александрийского в середине III века. Затем этот термин был скомпрометирован еретиками-медалистами, прежде всего Павлом Самосатским, а затем был введен в христианский лек­сикон на Первом Вселенском Соборе.

Следует отметить, что встречается этот термин и у нехрис­тианских авторов, прежде всего у Плотина. У Плотина тоже имеется учение о троице. Согласно его учению, троица состоит из трех единосущных ипостасей, которые называются у него "единое", "ум" и "душа мира". Эта троица у Плотина представ­ляет собой нисходящую иерархию и проявляется в непрерыв­ной эманации ипостасей, которые переходят одна в другую и друг в друге отражаются.

Таким образом есть существенное различие в учении о троице на вершинах античной философии и в христианстве. У Плотина ипостаси, во-первых, не мыслятся как самостоятель­ные лица, а во-вторых, между ипостасями имеет место отноше­ние соподчиненности.

Учение о единосущии Божественных Лиц было раскрыто в IV столетии благодаря деятельности великих Каппадокийцев — Василия Великого, Григория Богослова и Григория Нисско­го. Идею единосущия они обосновали путем упорядочения троичной терминологии.

Прежде всего их заслуга состоит в том, что они сумели точ­но определить смысл троичных терминов: "сущность", "ипос­тась", "лицо". Долгое время не было различия между понятия­ми "сущность" и "ипостась". По существу эти два понятия обо­значали одно и то же.

Можно привести массу свидетельств отцов Церкви, напри­мер, Афанасия Александрийского (IV в.), в самом конце IV века блж. Иероним Стридонский писал, что школа светских наук не знает иного значения ипостаси как только сущность.

У неоплатоников, Плотина и Порфирия, уже появилась тен­денция к некоторому разграничению этих понятий. Под сущ­ностью поздние неоплатоники понимали бытие вообще, а под ипостасью понимали нечто конкретное и определенное. Имен­но эта идея была заимствована Каппадокийцами, прежде всего Василием Великим, которые, разграничив понятие сущности и ипостаси, и установили соотношение между ними, как между общим и частным (38 письмо Василия Великого).


Именно с этого времени за ипостасью утвердилась, в хрис­тианском богословии значение конкретного, отдельного само­стоятельного бытия. Кроме того, Каппадокийцы отождествили термин "ипостась" с термином "лицо". Слово "лицо" не было термином философским. Это был термин скорее описательный, он мог означать форму, физиономию, маску актера, юридичес­кую роль и т. д. В троичном богословии этот термин был ском­прометирован Савеллием, для которого лица — это не самосто­ятельные ипостаси, а не более, чем некие личины, которые Бо­жество последовательно на Себя примеряет.

Отождествив понятие лица и ипостаси, Каппадокийцы не только упорядочили терминологию, но и ввели совершенно новое понятие, которого не знала история предшествующей богослов­ской и философской мысли, понятие, которое мы обозначаем словом "личность". В результате, слово "лицо" получило онто­логическую нагруженность, которой ему раньше не хватало, и из плана описательного переместилось в план онтологический, а термин "ипостась" наполнился персоналистическим содер­жанием.

Таким образом, соотношение между понятиями "сущность" — "природа" (этими терминами Каппадокийцы пользовались как равнозаменяемыми) и "ипостась" — "лицо", соотносятся следующим образом. Ипостась по отношению к природе есть образ, способ, форма бытия природы, то, что заключает в себе природу, то, в чем природа существует и в чем она созерцается, а природа по отношению к ипостаси есть ее внутренняя содер­жание.

Конечно, нужно иметь в виду, что такое различие между природой и ипостасью носит методологический характер, по­скольку как природа без ипостаси есть отвлеченное понятие, то и ипостась без природы — не более, чем абстрактный прин­цип. Прот. Георгий Флоровский говорит, что ипостаси по уче­нию Каппадокийцев — это "непреложные и вечные образы бытия Единого Бога".

При этом следует иметь в виду, что личность, ипостась, лицо нельзя мыслить в категориях природы, т. е. это не часть при­роды, а принцип ее существования, источник динамизма при­родных энергий, первоначало, из которого природа живет и дей­ствует. Личность всецело объемлет природу, заключает ее себе, будучи сама способной свободно самоопределяться по отноше­нию к ней.


Слово "единосущный" может употребляться в двух смыс­лах. Например, мы говорим, что Христос единосущен Отцу по Божеству и единосущен всем нам по человечеству. При этом одно и то же слово употребляется в различных смыслах. Все люди тоже между собой единосущны, но каждый человеческий индивидуум является частью вида, т. е. индивидуум как бы делит природу, к которой он принадлежит, индивидуум есть результат атомизации природы.

В Троице ничего подобного нет, потому что там каждое Лицо содержит единую природу во всей полноте. Каждая из челове­ческих ипостасей заключает в себе человеческую природу. Мы говорим, что все люди единосущны между собой, что каждая человеческая ипостась содержит одну и ту же, тождественную природу, но понимаем тождество природы как тождество ка­чественных характеристик природы. В то же время каждое человеческое лицо есть индивидуум, который отделен от Дру­гих индивидуумов, каждый имеет свое собственное действие, отличное от действия другого, каждый имеет свои желания, которые не совпадают с желаниями других.

В Боге все совсем по-другому. Там единая Божественная природа, и эта единая Божественная природа неделимо пребы­вает в каждой из Ипостасей. Каждое Лицо заключает в себе единую природу без всякого ее разделения. Таким образом, единосущие по отношению к Богу обозначает тождество бы­тия.

Единосущие Лиц Прев. Троицы св. Иоанн Дамаскин опре­деляет как "тождество воли, действий, силы и движения". Оче­видно, что у людей этого тождества действий и силы мы не наблюдаем.

Таким образом, Божественная Троица представляет собой в то же время и единицу, ибо триипостасная жизнь осуществ­ляется как нерасторжимое единство любви. Каждое из Лиц Троицы живет не для Себя Самого, но без остатка отдает Себя другим Ипостасям, оставаясь при этом полностью открытым для их ответного действия, так что все три сопребывают в люб­ви друг с другом. Жизнь Божественных Лиц есть взаимопро­никновение, так что жизнь одного становится жизнью другого. Таким образом, бытие Бога Троицы осуществляется как лю­бовь, в которой собственное существование личности отожде­ствляется с самоотдачей.

Прот. Георгий Флоровский так говорит о понимании тер-


мина "единосущее" великими Каппадокийцами:

"Единосущие — не совершенное совпадение, не только тож­дество свойств и определений, но неизреченное единство тро­ичной жизни".