Из учения о единосущии Лиц Пресвятой Троицы, следует, что Божество обладает единым действием, но в то же время каждое из Лиц Пресвятой Троицы относится к этому действию особым образом, т. е. каждое из Лиц действует совместно с двумя другими, но особым образом.
Святитель Григорий Нисский объясняет, каким образом Лица Пресвятой Троицы относятся к Божественным действиям:
"Всякое действование, от Бога простирающееся на тварь, от Отца исходит, через Сына простирается и совершается Духом Святым".
Подобного рода высказываний можно найти у многих отцов Церкви. Обычно для пояснения этой мысли они обращаются к Рим.11, 36. Его лучше рассмотреть в славянском варианте, чем в русском: "Яко из Того и Тем и в Нем всяческая", исходя из этого высказывания апостола Павла и получилось святоотеческое выражение "Из Отца, через Сына, в Духе Святом". В Божественных действованиях, таким образом, отображается троичность ипостасей и их неизреченный порядок.
Следует иметь в виду, что образ жизни внутрибожествен-ный отличен от образа откровения Святой Троицы в мире. Если в предвечном бытии Троицы, безотносительно отношения Бога к миру, рождение и исхождение совершаются "независимо", то в божественном домостроительстве имеет место своя вневременная последовательность. Отец выступает как источник действия, Сын — как явление или как совершитель, который действует посредством Духа Святого, а Святый Дух предстает как сила, являющая, усвояющая и завершающая.
Можно пояснить это на конкретных примерах. По отношению к премудрости Отец — есть источник премудрости, Сын — есть сама ипостасная премудрость, явление премудрости, а Дух Святой — есть та сила, которая усвояет премудрость человеку. Можно сказать, Отец — благоволит, Сын — действует, а Дух Святой — усовершает тварь в добре и красоте.
Отец есть источник любви, Ин. 3, 16: "Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного". Сын есть явление Любви, ее откровение, I Ин. 4, 9: "Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Сына Своего", Рим. о, 5: "Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым".
Такой порядок не умаляет Сына и Духа Святого. Св. Иоанн Дамаскин замечает, что "Отец действует через Сына и Духа не как через служебное орудие, но как через естественную ипос-тасную силу".
Можно пояснить это таким примером: огонь и свет, их невозможно разделить, с одной стороны мы говорим, что свет последует огню, но, с другой, и огонь освещает, и свет от огня освещает, и огонь греет, и исходящий от огня свет также греет.
Таким образом. Сын и Дух творят то же, что и Отец. Кроме того, нужно еще заметить, что в таком порядке Откровения Божества в мире тоже нет никакой необходимости. Мы не знаем, почему Бог благоволит открывать Себя миру именно таким образом. Естественно, не потому, что к этому вынуждает Его какая-то внешняя или внутренняя необходимость. Он открывается так потому, что так хочет.
[1] Прот. Г.Флоровский. Богословские отрывки // Вестник, Париж, 1981-1982, № 105-108, с. 193-194.