Основные принципы раскрытия содержания догматических истин

 

Следующий вопрос — это проблемаистолкования догма­тов. Ясно, что догматы должны быть человеком так или иначе осмыслены. Догмат не есть магическая формула, повторяя ко­торую можно добиться каких-то плодов в духовной жизни. Суть этого истолкования состоит в том, чтобы раскрыть содержание догмата, не изменив и не исказив самой вероучительной исти­ны.

Блаженный Августин так формулировал задачу истолкования дог­матов: «познать в свете разума то, что уже прежде принято верой» (Цит. по [5,3]).

Истолкование догматов предполагает некоторую внутрен­нюю работу человека и на этом пути необходимы определен­ные правила, которыми человек должен руководствоваться, чтоб не сделать ошибок.

Каковы жеосновные принципы раскрытия содержания догматических истин? Эти принципы очень простые, лучше всего они выражены в первых словах Ороса IV Вселенского Халкидонского Собора: «Последующе Божественным отцам». Имен­но так, последующе Божественным отцам, и нужно стремиться к раскрытию содержания догматических истин.

Преп. Викентий Лиринский в период между III и IV Вселен­скими Соборами говорил по этому поводу следующее:

«В самой же Вселенской Церкви особенно должно заботиться о том, чтобы содержать то, во что верили повсюду, всегда и все. Совершенно необходимо, чтобы нить толкования пророческих и апостольских писаний направлялась по норме древнего и вселенского понимания» (Цит. по [5,3]).

Таким образом, при истолковании божественных догматов нужно пользоваться теми же методами, которые применяются к истолкованию Священного Писания, т.е. их понимание дол­жно находиться в контексте Священного Предания Церкви.