Дополнительный материал

Для чего необходима смерть?

Беседа д-ра М. Лайтмана с журналистом Шароном Атиа

27 июля 2003 года

 

 

Вопрос: Смерть – это осознанный процесс? В подсознании нам это известно...

 

Почему в подсознании? Если спросить каббалиста о смерти, он ответит, что смерть ощущается в нем, как необходимая и неотъемлемая часть преобразований, через которые он проходит в процессе исправления, пока не достигнет конечной цели. У каждого из нас, даже у тех, кто сейчас слышит меня впервые, появилась возможность уже в этой жизни завершить процесс исправления и более не перевоплощаться.

Мы проходим эти кругообороты, чтобы впоследствии достичь цели – равенства по свойствам с высшей силой. Сделать это можно уже в нынешнем кругообороте. Услышав, что такое вполне реально, вполне доступно и, узнав, как нужно действовать, каждый может постараться и избежать дальнейших перевоплощений.

 

Вопрос: Приходят ли души в этот мир и уходят из него по собственному желанию, с целью достижения конечного исправления?

 

Каббалист, разумеется, определяет весь проходимый им процесс и находится в согласии с ним. Каббалист выше жизни и смерти физического тела, он смотрит на существование в нем как на форму жизни на более низкой ступени, относительно духовного. Поэтому каббалист отождествляет себя с духовной жизнью и существованию в теле не придает особого значения.

Помню, когда я пришел к своему учителю Баруху Ашлагу, и задал ему один из первых вопросов: «Каково отношение к жизни и смерти у человека, достигшего духовного?» Он ответил: «Я вижу, ты сегодня пришел ко мне на урок в белой, новой, красивой рубашке, потом ты ее сменишь. Ты знаешь, что должен поменять рубашку. Точно так же человек, находящийся внутри своей души, смотрит на свое тело, зная, что придет время, когда надо будет его заменить. И относись к этому, как к решению души».

Каббалист настолько отождествляется с более высокой ступенью, что относительно нее рассматривает уровень существования в материальном теле как нечто неживое.

 

Вопрос: Может ли человек с помощью каких-то действий здесь, в этом мире, заслужить для себя лучшее существование после смерти в мире ином?

 

Я бы сказал иначе: в духовном мире у человека уже нет того, чего он достиг в нем при жизни в этом мире, кроме незначительной добавки ощущения, возникшей в результате освобождения от проблем тела. Но, если человек не занимается духовным, почему у него что-то должно появиться? С какой стати он будет обладать ступенью, которую не заслужил и к которой не имеет никакого отношения?

Бааль Сулам (Йегуда Ашлаг), написавший «Комментарий на «Книгу Зоар» и множество других книг по каббале, поясняет, что, подобно тому, как человек не в состоянии существовать в этом мире, не зная его природы, так и душа не может существовать, не зная природы духовной.

Мы обязаны исследовать природу, в которой живем – иначе не сладим с этим миром, не будем знать, как раздобыть пищу, из чего сделать одежду. Нам необходимо изучить явления этого мира и, я бы сказал, управлять им. В той мере, в какой человек владеет реальностью, он может обеспечить себя всем необходимым. То же касается и духовного мира: как мое тело не способно существовать в этом мире без знания этого мира, так и моя душа не способна существовать в духовном мире без знания духовного мира. И это знание может дать только наука каббала.

Поэтому, если человек хочет позаботиться не только о периоде, называемом жизнью в теле, но и о грядущем отрезке времени, называемом духовной жизнью, он должен заниматься и тем, и другим одновременно. Наша жизнь состоит из материального и духовного. Пребывая на «том свете», вне тела, человек, не завершивший свое исправление, так же обязан заботиться о своей душе и о будущем теле, т.е. о будущей жизни в этом мире, когда он родится и продолжит процесс исправления.

Мы неспроста получили знание о том, что происходит вне наших тел, когда существуют только души. Оно передано нам людьми, постигшими духовный мир. Они говорят, что мы не сможем благополучно устроиться ни в этом мире, ни в мире грядущем, не познав духовное, подобно тому, как нами познается материальное.

В «Книге Зоар» это повторяется буквально на каждой странице. Ради этого и даны нам каббалистические источники. Ведь, что нам нужно в этом мире? Знания о том, как приспособиться к жизни, как строить дома, как обеспечить себе пропитание... Для таких вещей нам не нужны святые книги. Каббалистические книги необходимы, чтобы восполнить наши знания о духовном мире. Если мы соединяем две части нашего существования: в теле и в душе, мы удостаиваемся достижения Цели, называемой Замыслом творения «насладить создания». Только на этой конечной ступени можно сказать, что мы включены в состояние «насладить создания». Лишь оно является вечным и совершенным.

Поэтому каббалисты обращаются к каждому человеку, независимо от пола, национальности, возраста, разъясняя на всех языках, что у нас нет иной возможности более не перевоплощаться и предотвратить удары, беды, страдания, кроме как с помощью познания духовного мира.

Более того, каббалисты говорят, что все события этого мира являются, по сути, следствиями действия сил духовного мира. Даже если мы хотим изменить свою жизнь в материальном теле, нам необходимо подняться на духовный уровень и произвести изменения в корнях.

В результате, оттуда к нам спустятся благоприятные импульсы, и мы, благодаря этому, улучшим свое состояние. И наоборот: страдания ниспосылают на нас для того, чтобы подтолкнуть нас к изучению духовных законов и к познанию духовной реальности, контролирующей и управляющей всем творением.

 

Вопрос: Сохраняется ли нынешняя самостоятельность души и на следующем этапе ее существования? Будучи без тела, определяет ли она свое следующее перевоплощение?

 

Душа – это основа внутренней части человека, его «Я». А тело, в которое облачается душа, рождается и существует в этом мире, исключительно чтобы помочь ей подняться и достичь своего истинного состояния. Тело столь незначительно по сравнению с душой, что можно заменять его части, жить, не дай Бог, без половины органов. Это не важно, поскольку тело существует только ради души. Поэтому, завершив ее исправление, мы полностью освобождаемся от необходимости вновь облачаться в тело.

Существование души вне тела – известное человечеству явление; его признают многие религии и верования. Однако лишь методика каббалы дает человеку возможность использовать его эффективно. Каббала – это наука, обучающая человека методике изменения судьбы; лишь благодаря ей можно насладить душу так, чтобы человеку больше не понадобилось спускаться в этот мир и вновь проходить через годы страданий. Каббала указывает путь к тому, чтобы пребывать в абсолютно ином состоянии – вечном и совершенном.