Так, в общем виде, можно вкратце описать существовавшие до настоящего времени представления гуманитарной науки о теле и душе.

 

Описанные теории не основываются на ясном постижении духовного, и поэтому не способны установить, что означает само понятие «человек». Ведь что, в сущности, у нас есть в мироздании? Есть я и то, как я ощущаю себя самого и мироздание вокруг себя, то есть окружающую меня среду: неживую, растительную и животную природу, других людей и духовное, как я себе его представляю. Все это является моим ощущением самого себя, и, исходя из этого ощущения, я считаю, что чувствую нечто вне меня – окружающую меня реальность. В итоге, все сущее есть лишь человек и его ощущения. Может быть, сам мир и его картина и вовсе не существуют где-то вне меня, а просто я таким образом представляю себе то, что происходит у меня внутри. На самом деле, если бы мы знали, что означает само понятие «человек», нам стало бы понятно многое о реальности в целом – существует ли она в действительности, является ли она лишь моими представлениями или существует независимо от меня.

Все, что нам нужно – это изучить человека, и тогда мы поймем устройство мироздания в целом. Именно человек устанавливает, что реальность выглядит именно так. Человек определяет, что существует в действительности. Поэтому наша задача – исследовать, что заключено в понятии «человек». Тогда мы поймем, разделяется ли он на тело и душу или это только кажущееся нам разделение. Человеку кажется, что он разделяется на душу и тело, и точно так же ему представляется, что и реальность разделяется на него самого и на окружающий его мир, который тоже подразделяется на разные уровни. Все это мы сможем узнать и понять только при условии, что будем изучать самого человека.

В каббале мы постигаем, что не было создано ничего, кроме желания получать. Когда же мы смотрим со стороны, противоположной началу творения, нам представляется, что все разделяется на множество частей, образов и картин. На самом деле – это все разные меры того же самого желания получать со всевозможными наполнениями в нем.

Нам представляется, что существует так называемое материальное вещество, которое воспринимается нашими физическими органами чувств. Но и эта материя – лишь желание получать, ощущающее различные виды своего наполнения, данные нам в иной форме по сравнению с духовной. В духовной форме желание получать работает с намерением ради отдачи, подобно Создателю, подобно свету. Имеется и противоположная Творцу форма желания получать, и она называется «этот мир». Но в итоге, все это только желание получать.

Человеку кажется, что существуют неживая, растительная и животная природа этого мира, различные виды материи. На самом деле – это тоже желание получать, только нам, в наших органах чувств, представляется, что это другая реальность, отличная от духовной. Нам кажется, что есть существенное различие между неживой природой, растениями и животными. В действительности, отличие состоит лишь в том, что желание получать в них находится на разных уровнях. Так же разделяются и ступени в духовном мире. Иными словами, в реальности нет ничего, кроме желания. Но различные виды желания, его уровни и типы воспринимаются нами – одни как материальные, другие – как духовные, одни осязаемы, а другие не ощущаются нашими органами чувств. Желание насладиться одного вида мы называем телом, а другой его вид мы называем душой. В наших пяти органах чувств желание получать представляется нам как наше биологическое тело и объекты неживой, растительной и животной природы. По сути же, все это является тем же желанием получать. Творение, как говорит Бааль Сулам, от начала и до конца, за исключением наполняющего его Высшего света, представляет собой различные меры желания получать.

Если так, то существует ли вообще какое-либо существенное отличие между телом и душой? Если все относится к желанию получать, и мы должны говорить только о его видах, то какой вид желания получать мы называем телом, а какой – душой, разделяя его, таким образом, на материальное и духовное?