Тело и душа как научные понятия

 

Наука каббала призвана раскрыть для своих последователей Высший мир, причем раскрыть с той же явственностью и достоверностью, с какой естественные науки раскрывают наш мир. Все известное нам о Высшем мире получено учеными-каббалистами в результате непосредственных опытов и исследований на себе как на материале. Поэтому в науке каббала нет ни одного слова, которое имело бы теоретическую основу: все излагается лишь как результат практического постижения. Очевидным для всех фактом является то, что человек по своей природе подвержен сомнениям, и любое заключение, которое человеческий разум определяет как очевидное, по прошествии времени подвергается сомнению, вследствие чего умножается сила теоретизирования и находится другое объяснение прошлым фактам, которое, в свою очередь, на некоторое время становится очевидным.

Если человек действительно обладает абстрактным мышлением, он ходит по этому кругу всю свою жизнь: вчерашняя очевидность обращается сегодняшними сомнениями, а сегодняшняя очевидность превратится в сомнения завтра, так что в рамках абсолютной очевидности невозможно прийти к уверенному умозаключению больше, чем «на сегодняшний день».

В каббале действует тот же принцип, что и в науках, существующих в рамках нашего мира, где исследования проводятся с помощью наших пяти органов чувств. Это принцип: «Нет у судьи ничего, кроме того, что видят его глаза». (Трактат Бава Батра, 131:1) Все, что мы делаем, сводится к сбору опытных данных, на основании которых мы хотим составить для себя ясную и связанную воедино картину. Человек желает знать, какие связи существуют между частями творения, в соответствии с какими формулами и под управлением каких сил действует природа.

 

 

Знание, полученное нами в результате изучения и исследования, остается верным только на сегодняшний момент, а завтра мы можем добавить к нему дополнительные данные и получить более четкую картину. То, что сегодня казалось нам очевидным, завтра будет или признано частично верным, или вообще отвергнуто, поскольку мы увидим, что эти данные получены либо случайным образом, либо верны при каких-то ограниченных условиях и не доказывают общей закономерности.

Так мы продвигаемся во всех научных исследованиях. Так же действует и ученый-каббалист: он исследует развитие своих духовных органов чувств (их тоже пять), которые в совокупности называются духовным парцуфом, подобно нашему телу, обладающему пятью органами чувств и оснащенному приборами, расширяющими наши естественные способности восприятия. Когда каббалист приобретает новую способность восприятия, она тоже включает в себя пять частей, пять чувств, пять сфирот, пять видов ощущения. На этом строятся все его знания и постижения.

Информация все время меняется, и мир не просто постоянно расширяется, но и полностью меняет свои ценности. Поэтому мы ограничены в возможностях исследования этого мира с помощью обычных наук, действующих в рамках пяти физических органов чувств и основанных на телесном желании получать. Мы меняем свои теории и заключения, сделанные на основе опытных данных, по мере того как эти данные накапливаются и приводят к открытиям новых закономерностей, иных законов природы. Мы никогда не можем знать самого общего, объективного, идеального закона, существующего вне нас и действительно определяющего происходящее в природе.

Исследование явлений окружающей природы на неживом, растительном, животном и говорящем уровнях этого мира дают человеку повод размышлять о более глубокой части мироздания, которую он не ощущает. Разумеется, научные исследования не касаются души – о ней рассуждают, лишь основываясь на изучении материи. Поэтому три вышеприведенные концепции о душе и теле не могут считаться объективными.

Каббалисты же, достигая восприятия духовной части, получают возможность исследовать непосредственно душу. Они воспринимают ее так же, как ученые воспринимают материю со всеми ее свойствами, открывая и изучая законы ее существования во всех, даже самых сложных, формах. Постигая духовный материал и его форму – свет, облачающийся в этот материал, каббалисты исследуют его так же, как ученые исследуют физическую материю. Именно поэтому на их выводы можно полагаться.