рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Преображение человека.

Преображение человека. - раздел Религия, Таинство веры Латинское Слово “Религия” (Religio) Означает, По Лактанцию, “Связь” Ил...

Латинское слово “религия” (religio) означает, по Лактанцию, “связь” или “восстановление связи” (от religare — “связывать”).[286] Многие религии ставят своей целью восстановление или установление живой связи человека с Богом, но ни одна из религий не знает такой полноты богообщения и приобщения к Божеству, какая возможна в христианстве. Христос есть “Хлеб жизни” (Ин. 6:35), “Хлеб насущный” (Мф. 6:11), “сходящий с неба и дающий жизнь всему миру” (Ин. 6:33). Истинная жизнь, “жизнь с избытком” (Ин. 10:10) возможна только во Христе; вне Христа — неполнота жизни, увядание, умирание. “Для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение,” — говорит апостол Павел (Фил. 1:21).

Целью христианской религии является установление близкого обожения с Богом. В Евхаристии человек душой и телом соединяется с Богом через соединение с человеческой природой воплотившегося Сына Божия. В молитве верующий умом и сердцем восходит к Богу, в опыте боговидения внутренними очами как бы созерцает Божество. “Бог есть огонь,” говорит Библия (Втор. 4:24, Евр. 12:29), огонь, который “поедает” и истребляет всякое зло и грех, и в то же время, который освещает и делает еще более светлым человека, творящего добро. Встреча с Богом является соприкосновением с огнем Его благодати: для одних это смертельно, для других спасительно.

В молитвах перед Причащением и после Причащения этот опыт огня выражен с особенной силой: “Яко же огнь да будет ми, и яко свет Тело Твое и Кровь, Спасе мой, пречестная, опаляя греховное вещество, сжигая же страстей терние, и всего мя просвещая... ” “Се, приступаю к Божественному Причащению. Содетелю, да не опалиши мя приобщением; огнь бо еси, недостойная попаляя, но убо очисти мя от всякия скверны.” Огонь Тела и Крови Христа просвещает весь душевно-телесный состав человека: “Давый пищу мне Плоть Твою волею, огнь Сый и опаляяй недостойныя, да не опалиши мене, Содетелю мой, паче же пройди во уды (члены) моя, во вся составы, во утробу, в сердце. Попали терние всех моих прегрешений, душу очисти, освяти помышления... да яко огня мене бежит всяк злодей, всяка страсть.” Это просвещение Божественной благодатью является приобщением к Свету, соединением с Богом: “Тепле кающияся и чистиши, и светлиши, и света твориши причастники, общники Божества твоего соделоваяй независтно”; “Боготворящую Кровь ужаснися, человече, зря; огнь бо еси, недостойныя попаляяй. Божественное Тело и обожает (обоживает) мя и питает: обожает дух, ум же питает странно.” Как хлеб и вино Евхаристии прелагаются, то есть изменяются и становятся Телом и Кровью Христа, так и человек, приобщаясь Бога, изменяется и преображается: “Усладил мя еси любовию, Христе, и изменил мя еси Божественным Твоим рачением (любовью)”; “Покажи мя Твое селение единаго Духа... и сыном света соделай Твоего служителя.”[287]

Преображение человека в результате приобщения к благодати Божией в святоотеческой литературе называется по-разному — “богоусыновлением,” “богоуподоблением,” “изменением в бога,” “превращением в бога,” “обожением.” Идея “обожения” (theosis) была центральным пунктом религиозной мысли Православного Востока, вокруг которого вращались многие вопросы догматики, этики и мистики.[288] Исповедовать истинную веру, соблюдать заповеди, молиться, участвовать в таинствах — все это необходимо для

обожения, в котором и заключается спасение человека.

Обожение — высшее духовное состояние, к которому призваны все люди: “Для того создал нас Бог, чтобы мы стали причастниками Божеского естества (2Пет. 1:4) и причастниками Его присносущности и являлись подобными Ему (ср. 1Ин. 3:2) по благодатному обожению, ради которого все устроено и пребывает,” — говорит святой Максим Исповедник. [289] Человек, согласно преподобному Иоанну Дамаскину, “вследствие своего тяготения к Богу превращается в бога, однако — в смысле причастия Божественному свету, а не потому, чтобы он переходил в Божественную сущность.”[290] Достижение в известной мере осуществимо в земной жизни, однако немного тех, кто его достигают здесь. В будущей же жизни каждый, кто войдет в Царство Небесное, станет “причастником Божеского естества” и соединится с Богом.

В современной богословской науке не однажды высказывалось мнение, будто на христианское учение об обожении оказал сильное влияние неоплатонизм. Так считал крупнейший русский патролог архим. Киприан (Керн), цитировавший по этому поводу Плотина: “Цель человеческой жизни — не безгрешность, а обожение.”[291] Точнее, впрочем, было бы перевести: “стремление — не быть вне греха, а быть богом.”[292] Но выражение “быть богом” в политеистической традиции понималось очень широко, так как theos (бог) могло быть даже синонимом слова daimon (“демон,” “божество,” “бог”)[293] “быть богом” означало достичь духовности, совершенства и безгрешности, присущей демонам (бесплотным духам).

Правда, Плотин говорит и о большем — именно о созерцании Верховного Начала (называемого Единое, Первоединое, Благое, Сущее, Все) и единении с Ним в экстазе блаженной любви. Однако экстаз и обожение Плотина не следует отождествлять с соответствующими понятиями патристической традиции. Плотиновский экстаз — это исступление, транс или же прелесть (т.е. демоническое прельщение), известное в оккультных религиях. “Обожение” Плотина — это растворение в безличном Абсолюте, тогда как христианское обожение означает наивысшее приобщение к Божественному свету и причастность Божественной благодати без утраты своей личности. Неоплатонизм не знает Христа как единственной Личности, открывающей человеку Божественную реальность. Кроме того, неоплатонический экстаз вызывается умственными упражнениями, не предполагающий участия тела в обожении: тело — лишь оболочка, темница, гроб, из которого надо выбраться, чтобы общаться с чистейшим “Абсолютным Духом.” Для христианина же обожение становится возможным только благодаря воплощению Слова, воспринявшего наше человечество и открывшего нам доступ к общению с Богом. Причем тело является тоже участником процесса обожения и приобщается к благодати Божией, входящей “во вся составы, во утробу (во внутренности), в сердце.”[294]

О том, что такое обожение, лучше всего могут сказать те, кто его достиг. Обратимся вновь к писаниям преподобного Симеона Нового Богослова, который подчеркивает, что единение с Богом — это освобождение от тленности и выход в иные миры, за пределы видимого, за границы интеллектуального познания:

 

О Бог и Господь Вседержитель!

Твоей красотою незримой

Насытиться сможет ли кто-то?

Твоей необъятностью, Боже,

Наполниться сможет ли кто-то?

Увидит ли кто-нибудь, Боже,

Лица Твоего сиянье,

Хотя бы ходил он достойно

Во всех Твоих повеленьях?

Великое, страшное чудо,

Невозможное совершенно —

Живя в этом тяжком мире,

В этом страшном и мрачном мире,

Унестись вместе с телом из мира.

О чудная страшная тайна!

Кто превзошел свое тело?

Кто, превзойдя мрак тленья,

Оставил весь мир и скрылся?

О, как легковесно познанье!

Как бедны все слова земные!

Ибо где человек тот скрылся,

Кто, пройдя это мир, унесся

За пределы всего, что видим?..

Насколько хлеб чистый и свежий

Дороже и слаще грязи,

Настолько и много больше

Все небесное выше земного

Для тех, кто его вкусили.

Устыдись, мудрецов всех мудрость,

Лишенная истинных знаний!

Простота наших слов на деле

Настоящую мудрость содержит,

Что к Богу близка живому...

А я через эту премудрость

Возрождаюсь и богом бываю,

Созерцая Бога во веки.[295]

 

Преподобный Симеон подробно говорит об участии тела в обожении. Бог “обнимает” и “целует” человека, тело которого, так же как и душа, всецело преображается и обновляется:

 

Но может ли кто более

Еще к Нему приблизиться?

И можно ль вознестись туда,

К безмерной высоте Его?

Когда я размышляю так,

Он сам внутри является,

Блистая в сердце немощном,

Меня Он озаряет вновь

Бессмертным осиянием,

Все органы телесные

Лучами освещая мне.

Всего меня объемлет Он,

Всего меня целует Он,

Себя же отдает всего

Мне, грешнику великому.

Любовью насыщаюсь я,

Безмерной красотой Его,

Божественнейшей сладостью,

Блаженством наполняюсь я.

И света причащаюсь я,

И к славе приобщаюсь я,

Сияет все лицо мое...

Все органы телесные

Бывают светоносными.[296]

 

Божество сравнивается с огнем, а человеческое естество с сеном; огонь охватывает собой сено, но не попаляет его:

 

Когда же я вне всех видимых вещей оказался,

Я очень испугался, видя, откуда исторгнут.

Узрев вдалеке будущее и поймать желая,

Я возгорелся огнем любви, и мало-помалу

Этот огонь неизъяснимо превратился в пламя

Сначала лишь в уме моем, потом же и в сердце,

И пламя любви к Богу источало во мне слезы.

Доставляя вместе с ними несказанную радость...

Оно, хотя и очень сильно внутри горело,

Не сжигало во мне вещества, подобного сену,

Находящегося в глубинах души, но — о чудо! —

Все это вещество всецело превращало в пламя,

И сено, соприкасаясь с огнем, не сгорало,

Но скорее огонь, охватывая собой сено,

Соединялся с ним, сохранив его невредимым...

Как, оставаясь неизменным и совсем неприступным,

Ты сохраняешь неопалимым вещество сена

И, сохраняя неизменным, все его изменяешь,

Так что это сено есть свет, хотя свет не есть сено?

И с сеном Ты, Свет, соединяешься неслитно,

А сено бывает как свет, изменившись неизменно.[297]

 

Бог остается Богом, и человек остается человеком, сено не смешивается с огнем, и огонь не попаляет сена, Божество не сливается с человечеством, и человечество не растворяется в Божестве. И вместе с тем соединение с Богом бывает настолько тесным и приобщение настолько полным, что весь человек всецело изменяется, преображается, становится богом по благодати. Преподобный Симеон называет обожение “чудной тайной” и “страшным таинством,” о котором знают немногие. Однако он подчеркивает, что все Священное Писание говорит об обожении, и тот, кто достиг вершин боговидения, собственным опытом открывает все то, что скрыто в библейских образах и символах:

 

Кто перешел тот темный воздух,

Который назван был стеною

Царем Давидом, а Отцами

Наименован “морем жизни,”

Кто в пристань тихую вступает,

Тот блага вечные находит,

Ибо там рай, там древо жизни,

Там сладкий хлеб, вода живая...

Там купина огнем пылает,

Всегда горя и не сгорая,

Там обувь тотчас с ног спадает.

Там расступается пучина,

И я один иду по суху...

Там я нашел скалу крутую,

Что вечно мед мне источает...

Там ел я манну — хлеб небесный...

Там видел жезл я Ааронов,

Что был сухим, но распустился...

Свою бесплодную там душу

Узрел я вновь плодоносящей,

Подобно дереву сухому,

Что плод прекраснейший приносит...

Там слышал: “радуйся во веки,

Ибо Господь всегда с тобою!”

Там слышал я: “иди, омойся,

Очисть себя в купели плача!”

Так сделав, я прозрел внезапно.

Там чрез всецелое смиренье

В гробу себя похоронил я,

Но сам Христос, придя с любовью,

Грехов моих тяжелый камень

От двери гроба отодвинул,

Сказав мне: “выходи оттуда!..”

Там я увидел жизнь иную —

Нетленную и неземную,

Которую Христос-Спаситель

Всем дарует, кто ищет Бога.

Там Царство Божие обрел я

Внутри себя — Отца и Сына

И Духа — Божество святое

И нераздельное в трех Лицах.[298]

 

Таким образом, человек, достигший святости еще в земной жизни таинственно соединяется с Богом. После всеобщего воскресения святых ожидает еще более полное блаженство и приближение к Богу, представить себе которое ум человеческий не в силах: “мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что' будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть” (1Ин. 3:2).

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Таинство веры

На сайте allrefs.net читайте: "Таинство веры"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Преображение человека.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Многообразие путей.
Люди приходят к Богу разными путями. Иногда встреча с Богом бывает внезапной и неожиданной, иногда — подготовленной долгим путем исканий, сомнений, разочарований. В одних случаях Бог “настигает” че

Философия ищет Творца вселенной.
Сколько живет на земле человек, ему всегда было присуще стремление найти истину, осмыслить свое бытие. В Древней Греции философы занимались исследованием мироздания и его законов, а также человека

Богооткровенная религия.
Большинство народов дохристианских времен пребывали во тьме многобожия. Если и находились отдельные светлые умы, подобные греческим философам, способные вырваться из плена политеизма, все же их про

Антология.
В этой жизни есть души, которые, приближаясь к Господу, познают Его; есть души, которые далеки от Него, но признают Его бытие; а есть и такие, которые не только не познают, но и не желают верить...

Преподобный Силуан Афонский
    Философия... является очевидным и воплощенным отображением истинного учения, даром, который эллинам ниспослан от Бога. И от веры она не отвлекает нас... напротив, мы

Климент Александрийский
    Чтение книг платоников вразумило меня искать бестелесную истину: я увидел “невидимое, понятое через творение,” и, отброшенный назад, почувствовал, что, по темноте ду

Апостол Павел
  Вера во Христа есть новый рай. Поэтому и предвидел Бог прежде создания мира всех, кто уверовали и должен уверовать в Него, которых призвал и не перестанет призывать до скончания мир

Божественные имена.
В Священном Писании встречается множество имен Бога, каждое из которых, не будучи в силах описать Его по существу, указывает на те или иные Его свойства. Знаменитый трактат V века “О Божественных и

Свойства Бога.
Трудно говорить о свойствах Того, сама природа Которого находится за пределами слов. Тем не менее, исходя из действий Бога в тварном мире, человек может делать предположения и умозаключения относит

Катафатизм и апофатизм.
Рассматривая имена Бога, мы приходим к выводу, что ни одно из них не может дать нам полного представления о Нем. Говоря о свойствах Бога, мы также обнаруживаем, что их совокупность не есть Бог. Бог

Антология.
Трудно постижимая тайна... Постоянно она уходит вперед и скрывается от того, кто, казалось, уже приблизился к достижению ее. И однако же Бог, находящийся далеко от человека, движется вблизи него. О

Климент Александрийский
  “Познать Отца и Создателя этой Вселенной дело не легкое, а нашедши вы все же не в состоянии будете о Нем возвестить всем, потому что тайна Его существа — не так, как другие учения,

Климент Александрийский
    Подобает Ей как всеобщей Причине приписывать все качества сущего и еще более подобающим образом их отрицать, поскольку Она превыше всего... И не надо при этом считат

Дионисий Ареопагит
    Итак, мы утверждаем, что Причина всего, будучи превыше всего, и несущностна, и нежизненна, не бессловесна, не лишена ума и не есть тело, не имеет ни образа, ни вида,

Дионисий Ареопагит
    Итак, что Бог существует — это ясно. А что Он по существу и природе — это совершенно непостижимо и неизвестно... Нерожденное и Безначальное, и Неизм

Преподобный Иоанн Дамаскин
    Согласно образному языку Священного Писания, Бог иногда “спит” (Пс. 43:24), или “пробуждается” (Дан. 9:14), “гневается” (Втор. 11:17), “ходит,” и “престолом” — имеет

Тайна Троицы.
Христиане веруют в Бога Троицу — Отца, Сына и Святого Духа. Троица — это не три бога, но один Бог в трех Ипостасях, то есть в трех самостоятельных персональных (личностных) существованиях. Это тот

Троичная терминология.
Христиане с первых дней существования Церкви верили в Отца, Сына и Святого Духа, основываясь на словах Христа и свидетельствах Писания. Однако понадобилось несколько столетий, чтобы учение о Троице

Полнота Божественной жизни в Троице.
Чтобы сделать учение о Троице более доступным для понимания, Святые Отцы иногда прибегали к аналогиям и сравнениям. Так например, Троицу можно сравнить с солнцем: когда мы говорим “солнце,” мы имее

Антология.
Веруем во Единого Бога Отца Вседержителя, Творца всех видимых и невидимых. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца, то есть из сущности Отца, Бога от Бога,

Символ веры Никейского Собора
    Если Слово не вечно соприсуще Отцу, то не вечна и Троица, но прежде была Единицей и через присовокупление впоследствии сделалась Троицей... И еще: если Сын не есть с

Святитель Афанасий Великий
    Надо и соблюсти веру в единого Бога, и исповедовать три Ипостаси, или три Лица, притом каждое с личным Его свойством. Соблюдается же, по моему рассуждению, вера в ед

Святитель Григорий Богослов
    Если Бог, Бог и Бог, то как же не три Бога?.. У нас один Бог, потому что Божество одно. И к Единому возводятся сущие от Бога, хотя и веруется в Трех, потому что как

Святитель Григорий Богослов
    Эта Божья природа есть Единство в трех Лицах, Есть единое Царство, Божество же и Сила, Есть Единство в Триаде, и Триада в Единстве. Бог од

Преподобный Симеон Новый Богослов
    Итак, Святая Кафолическая и Апостольская Церковь излагает учение вместе об Отце и Единородном Сыне Его, рожденном от Него вневременно... и бесстрастно и непостижимо,

Бог Творец.
Одним из основных догматов христианства является учение о Боге-Творце, Который, в отличие от платоновского Демиурга, устраивающего космос из некоего первичного вещества, созидает Вселенную из ни

Ангелы.
“В начале сотворил Бог небо и землю” (Быт. 1:1). В этих первых строках Библии указывается на сотворение Богом мира невидимого, духовного, умопостигаемого и мира видимого, материального. Как мы гово

Происхождение зла.
На заре существования тварного бытия, еще до создания Богом видимого мира, однако уже после сотворения ангелов в духовном мире произошла грандиозная катастрофа, о которой мы знаем только по ее посл

Вселенная.
Видимый мир, согласно Библии, сотворен Богом в шесть дней (см. Быт.1). Как понимать эти “дни”? На языке Библии слово “день” означает некий промежуток времени, иногда очень продолжительный. Так, нап

Антология.
Благослови, душа моя, Господа! Господи Боже мой! Ты дивно велик, Ты облечен славою и величием... Ты поставил землю на твердых основах: не поколеблется она во веки и веки. Бездною, как одеянием, пок

Псалом 102
  Солнце склонилось на запад. Полнеба в золотых огнях. Даже у маленьких сиреневых тучек золотые края. Под небесами печальные просторы полей. Какая глубина печали в российских полях...

М. Лермонтов
    И вот открылся очам нашим поразительный вид горных хребтов и восхитительно живописная красота местности на все стороны и по всему протяжению до самого горизонта, куд

Альберт Эйнштейн
    Рассмотри разнообразие и богатство плодов... рассмотри силы корней, соков, цветов, запахов... рассмотри также драгоценность и прозрачность камней. Природа, как на об

Святитель Григорий Богослов
    Сам Он — Творец и Создатель ангелов, приведших их в бытие из ничего, создавший их по образу Своему... Из этих ангельских сил тот ангел, который стоял во главе земног

Преподобный Иоанн Дамаскин
  Прежде, чем сотворено небо, прежде, чем произведена земля, был Бог Творец, один уединенный, Свет безначальный, Свет несозданный, Свет совершенно неизреченный... Не было ни воздуха,

Сотворение человека.
Человек является венцом творения, вершиной творческого процесса трех Лиц Божественной Троицы. Прежде чем сотворить человека, Они “совещаются” друг с другом: “Сотворим человека по образу Нашему и по

Образ и подобие.
“И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его: мужчину и женщину сотворил их” (Быт. 1:27). Одинокая эгоцентричная монада не способна к любви, и Бог создает не единицу, а д

Душа и тело.
О том, что в человеке есть не только материальное, но и духовное начало, знали все древние религии, однако соотношение этих начал понималось по-разному. В дуалистических религиях материя представля

Жизнь первых людей до падения.
Материалистическому представлению о ранних стадиях развития человечества, когда люди были подобны зверям и вели скотский образ жизни, не зная Бога и не имея никаких понятий о нравственности, христи

Грехопадение.
“Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог” (Быт. 3:1); так начинается библейское повествование о грехопадении первых людей. Это тот самый “великий дракон, древний змей, назыв

Распространение греха.
После Адама и Евы грех наследственным путем распространяется среди людей. Если они согрешили гордостью и непослушанием, то уже их сын Каин совершает братоубийство... Потомки Каина очень скоро вообщ

Ожидание Мессии.
Эпоха Ветхого Завета была временем ожидания Мессии-Искупителя. Первозданный Адам по наущению диавола нарушил заповедь и отпал от Бога, но Божественный замысел о человеке не изменился: человек по-пр

Антология.
Прекрасен мир — творение великого Бога, но нет ничего прекраснее человека, подлинного человека — сына Божия. Архимандрит Софроний (Сахаров)    

Святитель Григорий Нисский
    Согласно православному мировоззрению, Бог создал два уровня тварных вещей: во-первых, “ноэтический,” духовный или умственный уровень, и во-вторых, материальный или т

Епископ Диоклийский Каллист
    В начале, когда Бог сотворил человека, Он поместил его в раю, как говорит Святое Писание, украсил его всякой добродетелью и дал ему заповедь не вкушать от древа, кот

Авва Дорофей
    Адам создан от Бога чистым на служение Ему, а на служение Адаму дана вся эта тварь, потому что поставлен он господином и царем всей твари. Но когда лукавое слово наш

Преподобный Макарий Египетский
    Когда пал Адам и умер для Бога, Творец скорбел о нем: ангелы, все силы, небо, земля и все твари оплакивали смерть и падение его. Ибо твари видели, что тот, кто дан и

Преподобный Макарий Египетский
    Не только Священное Писание Ветхого Завета переполнено пророчествами о грядущем Избавителе от греха и его последствий — смерти и ада: ожидание грядущего Бога, победи

В. Ильин
    Адам... в раю знал сладость любви Божией, и потому, когда был изгнан из рая за грех и лишился любви Божией, горько страдал и с великим стоном рыдал... Не так жалел о

Новый Адам.
В центре Новозаветного благовестия лежит тайна воплощения Сына Божия. Первозданный Адам не сумел выполнить поставленную перед ним задачу — путем духовно-нравственного совершенствования достичь об

Христос Евангелия: Бог и Человек.
Иисус Христос в Евангелии описан как реальная личность, обладающая всеми свойствами обычного человека. Он рождается и растет, ест и пьет, устает и спит, скорбит и радуется. Многие соблазнились этим

Христос веры: две природы.
Священное Писание является главным источником нашего знания о Боге и о Христе. Но Писание может быть понято неправильно, когда человек не знает или игнорирует Апостольское Предание: все еретики люб

Две воли Христа.
В VI веке некоторые богословы говорили о том, что во Христе надо исповедовать две природы, но не самостоятельные, а имеющие одно “богомужное действие,” одну энергию, отсюда название ереси — моноэне

Искупление.
В Новом Завете Христос назван “Искупителем,” принесшим Себя в жертву “искупления” за грехи людей (Мф. 20:28, 1Кор. 1:30). “Искупление” — славянский перевод греческого слова li

Антология.
Если кто говорит, что Христос, как через трубу, прошел через Деву, а не образовался в ней вместе божески и человечески... если кто говорит, что в Деве образовался человек и потом уступил место Богу

Святитель Григорий Богослов
  Что унизительнее для Бога, чем образ раба? Что смиреннее для Царя всяческих, чем добровольно войти в тесное общение с нашей немощной природой? Царь царствующих и Господь господствую

Святитель Григорий Нисский
    Итак, мы исповедуем, что Господь наш Иисус Христос, единородный Сын Божий, есть совершенный Бог и совершенный человек, (состоящий) из разумной души и тела, что Он ро

Святитель Кирилл Александрийский
  Итак, следуя Святым Отцам, все согласно учим исповедовать одного и того же Сына, Господа нашего Иисуса Христа, совершенного в Божестве, совершенного в человечестве, истинно Бога, ис

Изложение веры Халкидонского Собора
    Мы утверждаем в одном и том же Господе Спасителе нашем Иисусе Христе все двоякое, то есть исповедуем в Нем два естества... Исповедуем также, что каждое из Его естест

Святитель Агафон, папа Римский
    Всем людям присуще желание... Если человек по природе обладает способностью желания, то и Господь по естеству обладает способностью желания, не только потому, что Он

Преподобный Иоанн Дамаскин
    Плоть же Господа, по причине чистейшего соединения со Словом... обогатилась божественными действованиями, никоим образом не претерпев лишения своих естественных свой

Преподобный Иоанн Дамаскин
    Он — Бог от Бога, безначального Отца безначальный Сын, бестелесного — бестелесный, непостижимого — непостижимый, вечного — вечный, неприступного — неприступный, невм

Преподобный Симеон Новый Богослов
    Приидите, возрадуемся Господеви, настоящую тайну сказующе: средостение градежа разрушися, пламенное оружие плещи дает, и херувим отступает от древа жизни, и аз райск

Царство Христа.
“Христианства нет без Церкви,” — писал в начале XX веке архиепископ Иларион (Троицкий), один из многих российских новомучеников.[136] Церковь — это Христово Царство, купленное ценой Его крови, Царс

Небо на земле.
“Церковь есть земное небо, где небесный Бог живет и движется,” — говорит святитель Герман, патриарх Константинопольский.[138] В Церкви реально и ощутимо присутствует Бог. Мы веруем, что Христос, во

Свойства Церкви.
Слова Никео-Цареградского Символа “Верую... во Едину, Святую, Cоборную и Апостольскую Церковь” определяют свойства Церкви как богочеловеческого организма. Церковь едина, ибо создана по обр

Церковная иерархия.
В Древнем Израиле священниками могли становиться только лица, принадлежащие по рождению к колену Левия: для всех остальных священство оказывалось недоступным. Левиты были посвященными, избранными д

Женщина в Церкви.
На протяжении всей истории Церкви священническое и епископское служение в ней могли исполнять только мужчины. Это не просто традиция, являющаяся следствием неравенства между мужчинами и женщинами в

Богородица и святые.
Об отношении Церкви к женщине можно судить по тому, как высоко ставит Церковь Божью Матерь, прославляя Ее больше, чем всех святых и даже больше самих ангелов как “честнейшую херувим и славнейшую бе

Иконы и крест.
В православной традиции икона является не просто украшением храма или предметом богослужебного обихода: перед ней молятся, ее целуют, к ней относятся как к святыне. Согласно преданию, перв

Святитель Игнатий Богоносец
    Христиане не отличаются от прочих людей ни страной, ни языком, ни житейскими обычаями. Они не населяют где-либо особенных городов... и ведут жизнь, ничем не отличающ

Послание к Диогнету
    Для того, чтобы мы стремились к единству с Богом и между собой, и чтобы мы смешивались вместе, хотя и являемся все различными по душе и телу, Единородный Сын примени

Жизнь в таинствах.
Под таинствами в православном богословии понимаются священнодействия, в которых происходит встреча Бога с человеком и наиболее полно, насколько возможно в земной жизни, осуществляется единение с Ни

Крещение.
Таинство Крещения является дверью в Церковь как Царство благодати — с него начинается христианская жизнь. Крещение — грань, отделяющая членов тела Христова от прочих людей, находящихся вне этого те

Миропомазание.
Установление таинства Миропомазания восходит к апостольским временам. В первоначальной Церкви каждый новокрещеный получал благословение и дар Святого Духа через возложение рук апостола или епископа

Евхаристия.
“Таинством таинств” Православной Церкви является святая Евхаристия. Она — сердцевина Церкви, ее основа, фундамент, без которого немыслимо существование Церкви. Таинство Евхаристии было сов

Покаяние.
“Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное” (Мф. 3:2) — с этих слов Иоанна Крестителя начал Свою проповедь Иисус Христос (Мф. 4:17). Греческое слово metanoia (“покаяние”) означает “переме

Елеосвящение.
Человек был создан с легким, чистым, нетленным и бессмертным телом. После грехопадения оно утратило эти свойства, стало материальным, тленным и смертным. Человек “облекся в кожаные ризы — тяжелую п

Священство.
В понятии “таинства Священства” объединены три чинопоследования, каждое из которых по сути является самостоятельным таинством, — это чины посвящения в сан епископа, священника и диакона. Е

Монашество.
Чин пострижения в монашество, как уже было сказано, назван в числе таинств Дионисием Ареопагитом, преподобным Феодором Студитом и другими древне-церковными авторами.[209] В самом тексте чинопоследо

Антология.
Что же касается Крещения... крестите в живой воде во имя Отца и Сына и Святого Духа. Если же нет живой воды, крести в другой воде: если не можешь в холодной, то в теплой. А если нет ни той, ни друг

Учение двенадцати апостолов
  Иерей: “Ты мя, о Владыко, клятвы изменил еси, яко Пастырь добрый к заблудшему притекл еси, яко Отец истинный мне падшему соболезнуя... Яко овча на заколение пришел еси, даже до крес

Литургия святителя Григория Богослова
    Иерей: “Еще приносим Ти словесную сию и безкровную службу, и просим, и молим, и милимся деем, низспосли Духа Твоего Святаго на ны и на предлежащия дары сия.” Диакон:

Литургия святителя Иоанна Златоуста
Удостоившись Божественных Таин, вы сделались сотелесниками и единокровными Христу... Он некогда в Кане Галилейской претворил воду в... вино; что же невероятного, когда Он вино претворяет в кр

Святитель Кирилл Иерусалимский
  В Православной Церкви обычно называют семь таинств: Крещение, Миропомазание, Причащение, Покаяние, Брак, Священство и Елеосвящение. Обычай считать количество таинств не является

Протоиерей Фома Хопко
Мы призваны так соединиться со Христом, чтобы стать реально частицами, членами Его Тела — так же реально... как веточка соединена с лозой, как часть дерева составляет одно с самим деревом...

Богослужение.
“Христианство есть литургическая религия, — писал протоиерей Георгий Флоровский. — Церковь есть прежде всего богослужебное общество. Богослужение во-первых, учение и дисциплина — во-вторых.”[217] Ц

Богослужебный язык.
В Русской Православной Церкви люди сталкиваются с одной специфической проблемой, которой не существует во многих других Церквах, — проблемой мало понятности церковнославянского языка, употребляемог

Молчание.
“Когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне, и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо

Внимание.
Оказаться наедине с собой в запертой комнате еще не значит обрести тишину, и прекратить разговаривать еще не значит достичь безмолвия. Тишина — это внутреннее состояние, это покой ума и мир помысло

Умное делание.
В древнем “Сказании об авве Филимоне” говорится: “Некий брат Иоанн... пришел к этому святому и великому отцу Филимону и... сказал ему: “Что мне делать, отче, чтобы спастись? Ибо вижу, что ум мой но

Молитва и богословие.
Святые Отцы называют молитву “истинным богословием”: “Если ты богослов, то будешь молиться истинно; и если истинно молишься, то ты богослов” (авва Евагрий).[249] Для Отцов Церкви богословие не было

Плоды молитвы.
Молитва есть духовная работа, к которой необходимо принуждать себя: она, как и Царство Божие и вообще всё доброе, “усилием берется” (Мф. 11:12). Все, что объединяют в понятии “плоды молитвы,

Антология.
Молитва, по качеству своему, есть сопребывание и соединение человека с Богом, по действию же она есть утверждение мира, примирение с Богом, мать и вместе с тем дочь слез, умилостивление о грехах...

Преподобный Иоанн Лествичник
    Божественный Григорий Синаит, встретив святого Максима и беседуя с ним, между прочим, спросил его: “Прошу тебя, отче мой честнейший, скажи мне, держишь ли ты умную м

Житие преподобного Максима Капсокаливита
    Пусть никто не думает, братья мои христиане, что только священнослужители и монахи должны непрестанно и всегда молиться, а миряне не (должны). Нет, нет! Все мы, хрис

Житие святителя Григория Паламы
    Молитва должна быть не занятием известного времени, а состоянием всегдашним... Дело молитвы сей просто: стань умом в сердце пред лицом Господа и взывай “Иисусе Христ

Святитель Феофан Затворник
    Мы обратили внимание вниз и с удивлением заметили вдали человека, идущего с большой котомкой за плечами: медленными и утружденными шагами, поникши головой, спускался

Видение Бога.
Православное учение о видении Бога, сформулированное догматически святителем Григорием Паламой и его сторонниками на нескольких Поместных Соборах в период с 1340 по 1360 гг., основывается на многоч

Антология.
Когда человек придет в совершенство духа, вполне очистившись от всех страстей, и когда душа, по неизреченному общению, всецело вступив в единение с Духом Утешителем, как бы растворенная в Духе, сам

Преподобный Макарий Египетский
    Братья и отцы! Велико снисхождение и человеколюбие Божие к людям. Поэтому, изумляясь неизреченной благости Бога и трепеща, я взываю так: “О, изумительное чудо и сила

Конец человеческой истории.
Евангелие ясно указывает на то, что некогда материальному миру придет конец. Христос говорит о Своем пришествии и признаках наступления последних времен:   “Берегитесь, чтобы

Душа после смерти.
Прежде чем говорить о том, что непосредственно следует за кончиной мира — о Страшном Суде, следует остановиться на учении Церкви о смерти вообще и о посмертной судьбе каждого человека. “См

Молитва за умерших.
В чине погребения есть слова, которые произносятся как бы от лица умершего (приводим этот текст по-русски): “Видя меня лежащего безгласным и бездыханным, восплачьте о мне, о братья, друзья, сродник

Воскресение мертвых.
Хотя душа в момент смерти не умирает, но продолжает жить и над ней совершается суд, Церковь верует, что в конце мировой истории будут всеобщее воскресение мертвых и всеобщий Суд, который станет око

Страшный Суд.
В момент смерти душа выходит из тела и вступает в новую форму существования, однако она не теряет ни памяти, ни способности мыслить и чувствовать. Более того, душа уходит в иной мир отягощенная гру

Чистилище
В западной традиции существует учение, основанное на высказываниях некоторых латинских Отцов Церкви, о том, что загробные мучения могут быть для грешников очистительными и спасительными. “Тот, кто

Рай. Царство Небесное.
Рай есть не столько место, сколько состояние души; как ад является страданием, происходящим от невозможности любить и непричастности Божественному свету, так и рай есть блаженство души, проистекающ

Антология.
Рассмотрим, возлюбленные, как Господь постоянно показывает нам будущее воскресение, начатком которого сделал Господа Иисуса Христа, воскресив Его из мертвых. Посмотрим, возлюбленные, на воскресение

Священномученик Климент Римский
    Надобно ожидать, что тварь будет страдать, как бы обреченная на смерть во время горения, но для того, чтобы быть воссозданной, а не погибнуть, дабы мы обновленные жи

Священномученик Мефодий Патарский
    Если нет воскресения, нет и Бога, нет и Промысла, но все управляется и движется случайно... Но скажет кто-нибудь: “как воскреснут мертвые?” О, неверие! О, безумие! Т

Преподобный Иоанн Дамаскин
    Однажды, встав очень рано, ходил я с двумя братьями вне... города, и возвел очи свои на небо, которое подобно чистому зеркалу со славой освещало звездами землю, и в

Преподобный Ефрем Сирин
    Наконец, после длинных периодов, зло исчезнет, и ничего не останется вне добра, напротив, и (теми, кто) в преисподней, единогласно исповедано будет господство Христа

Святитель Григорий Нисский
    “И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет” (Апок. 21:1). Здесь говорится не об уничтожении твари, а о перемене

Святой Андрей Кесарийский
    На кресте (Христа) смерть поглощена жизнью. Во Христе смерть входит в Божество и в Нем испепеляется, ибо “не находит себе в Нем места.” Итак, искупление есть борьба

В. Лосский
    Пусть никто не боится смерти, ибо освободила нас Спасова смерть! Угасил ее Держимый ею. Пленил ад Сошедший во ад. Огорчил его, вкусившего Его плоти. И, предвидя это,

К главе II
Климент Александрийский = Строматы 2, 2 [С. 181]. Климент Александрийский = Строматы 5, 12 [Сс. 585-586]. Дионисий Ареопагит = О мистическом богословии, гл. 1. Цит. по слав. пер.

К главе III
Символ Никейского Собора = Греч. текст см. в кн.: М. Поснов. История христианской Церкви. С. 344. Святитель Афанасий Александрийский = На ариан слово 1, 17-18 [Творения в 4 томах. Т

К главе IV
Воспоминания пастыря = Надежда №13. Франфуркт-на-Майне, 1986. Сс. 269-271. М. Лермонтов = Сочинения в 2-х томах. Т. 1. М., 1988. С. 161. На горах Кавказа = Сс. 4-6. Святи

К главе V
Архимандрит Софроний = Иеромонах Софроний. Старец Силуан. С. 25. Григорий Нисский = Об устроении человека [Творения. Ч. 1. М., 1861. Сс. 86-87]. Епископ Диоклийский Каллист

К главе VI
Святитель Григорий Богослов = Цит. по: Деяния Вселенских Соборов. Т. 3. Казань, 1908. Сс. 181. Святитель Григорий Нисский = Цит. по: Деяния Вселенских Соборов. Т. 3. С. 183. Святи

К главе VIII
Учение Двенадцати апостолов = Учение 12 апостолов 7-9 [Ранние Отцы Церкви. С. 20-21]. Литургия святителя Григория Богослова = He Leitourgia tou hagiou Gregoriou tou Theologou. Thess

К главе XI
Священномученик Климент Римский = 1-е Послание к Коринфянам 24 [Ранние Отцы Церкви. Сс. 58-59]. Святитель Мефодий Патарский = О воскресении мертвых (против Оригена) [Полное собрание творен

Сведения об авторе.
Игумен Иларион (Алфеев) — православный богослов и патролог, доктор философии Оксфордского Университета, доктор богословия Свято-Сергиевского православного богословского института в Париже, член Син

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги