Распространение греха.

После Адама и Евы грех наследственным путем распространяется среди людей. Если они согрешили гордостью и непослушанием, то уже их сын Каин совершает братоубийство... Потомки Каина очень скоро вообще забыли Бога и занялись устроением своего земного быта: сам Каин “построил город,” из его ближайших потомков один “был отцом всех живущих в шатрах со стадами,” другой “был отцом всех играющих на гуслях и свирели,” третий — “ковачом всех орудий из меди и железа” (Быт. 4:17-22). То есть градостроительство, скотоводство, музыкальное искусство и, выражаясь современным языком, “производство орудий труда” — все это принесли человечеству потомки Каина как некий суррогат утраченного райского блаженства.

Последствия грехопадения Адама распространились на все человечество. Это разъясняет апостол Павел: “Как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили” (Рим. 5:12). Этот текст ап. Павла “ef' ho pantes hemarton” некоторые переводят: “потому что в нем все согрешили.” В таком переводе получается, что все люди согрешили подобно Адаму, т.е. каждый человек без исключения согрешил подобно Адаму, поэтому и все заслуживают осуждения вместе с ним. В этом случае Адам является лишь прототипом всех будущих грешников, каждый из которых, повторяя грех Адама, несет ответственность за свои грехи. “Когда мы поддаемся воздействию злых помыслов, будем обвинять себя, а не прародительский грех,” — говорит преподобный Марк Подвижник. [100] Грех Адама, согласно такому толкованию, не является причиной нашей греховности, потому что в грехе Адама нет нашего личного участия. Такое толкование приведенного текста неудовлетворительно по той причине, что оно перекладывает вину грехов всего человечества на Творца, Который, якобы, сделал нас неспособными не грешить. Если мы не можем не грешить, то за что нас осуждать.

Правильнее перевести слова “ef' ho pantes hemarton” (Рим. 5:12): “в котором все согрешили.” Так оно и переведено в славянский тексте: “в нем же (в Адаме) вси согрешиша.” То есть находясь в Адаме мы все унаследовали его греховную природу, мы рождаемся не с чистой природой, какой ее создал Творец, а с природой поврежденной грехом. Нося испорченную природу, склонную грешить, мы недостойны Царства Небесного, куда не может войти ничто нечистое. Естество человека “заболело грехом,” по словам святителя Кирилла Александрийского.[101] Святой Макарий Египетский говорит о “греховной закваске”[102] и о “тайной нечистоте и переизбыточествующей тьме страстей,”[103] которые вошли в естество человека и исказили его первозданную чистоту: грех так глубоко укоренился в его природе, что ни один из потомков Адама не избавлен от наследственной предрасположенности ко греху.

У ветхозаветных людей было живое чувство своей врожденной виновности перед Богом: “Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя” (Пс. 50:7). Они верили, что Бог “наказывает детей за вину отцов до третьего и четвертого рода” (Исх. 20:5) — не невинных детей, а тех, чья личная греховность коренилась в виновности их предков.

С рационалистической точки зрения, наказание всего человечества за грех Адама является несправедливостью. Ошибка рационалистов в том, что они рассматривают проблему первородного греха чисто юридически: один нарушил закон, а наказываются все автоматически. Дело не в поступке и в наказании, а в реальном духовном повреждении. Это греховное повреждение очищается и исцеляется Христом, когда верующий соединяется с Ним. Об этом и говорит ап. Павел в своем послании к Римлянам:“...Как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни. Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие... дабы, как грех царствовал к смерти, так и благодать воцарилась через праведность к жизни вечной Иисусом Христом, Господом нашим” (Рим. 5:18-21).