Вечность и неизменяемость

Эти свойства характеризуют бытие Божие по отношению к условиям времени.

2. Вечность — это такое свойство, которое означает, что Бог не имеет ни начала, ни конца Своего бытия, ни прошедшего, ни будущего, а одно настоящее. Вечностью устраняет в Боге все, что входит в понятие времени. Бог существует вне границ временных. Вечность — есть следствие самобытности. Вещи и существа мира не вечны, потому что они не самобытны, потому что они не имеют в себе самих источника своего бытия и условий для своего существования. Эти условия лежат вне их: есть они на лицо — вещи возникают, устраняются эти условия — вещи и предметы прекращают свое существование. (Пример: любое растение, любой предмет). Бог самобытен, все условия Своего бытия Он имеет в Себе самом, поэтому Он вечен. С вечностью в Боге неразрывно связано свойство его неизменяемости.

3. Неизменяемость есть такое свойство в Боге, которое обозначает, что Бог в Своем существе, Своих силах и совершенствах, в Своих определениях всегда пребывает один и тот же, не подлежит никакого рода переменам или случайным переходам из одного состояния в другое — лучшего в худшее или худшего в лучшее. Это свойство Божие также является следствием самобытности. Почему все вещи и существа изменяются? Потому, что условия их существования лежат вне их. Улучшаются эти условия — вещи изменяются к лучшему, ухудшаются эти условия — вещи портятся, стареют. Пример — жизнь растения, животного, человека. Всякое тварное бытие подлежит развитию и в этом состоит его изменение. Жизнь Бога не развивается, следовательно, она не подлежит изменению.

«Божество не подлежит превратностям и изменениям», — говорит святитель Григорий Нисский, — так как нет ничего такого, что было бы лучше Его и во что Оно могло бы приложиться».

О вечности Божией так говорит Священное Писание: «Я первый и Я последний»; «Я Господь первый, и в последних Я тот же» — неоднократно говорит Господь у пророка Исайи (48 : 12; 41 : 4; 44 : 6); «Прежде Меня не было Бога и после Меня не будет» (Ис. 43 : 10).

В Новом Завете также Господь свидетельствует: «Я есть Альфа и Омега, начало и конец» (Апок. 1 : 8). У Псалмопевца читаем: «Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты — Бог» (Пс. 89 : 2). Мысль этих изречений та, что куда бы человек не простирался умом своим при измерениях времени — к началу или концу, — он везде встречает Бога. Следовательно, Бог выше всяких измерений времени. Самый образ вечного бытия Священное Писание изображает совершенно отличным от образа бытия конечного. Псалмопевец говорит: «Тысяча лет пред глазами Твоими, Господи, как день вчерашний» (Пс. 89 : 5), а апостол Петр, повторивши эти слова, прибавляет, что «у Господа один день, как тысяча лет» (2 Петр. 3 : 8).

Изображая неизменяемость Божию, Священное Писание устраняет от Бога всякую изменяемость, замечаемую в человеке, — «не яко человек Бог колеблется, ниже яко Сын Человеческий изменяется» (Числ. 23 : 9) также устраняет всякую изменяемость замечаемую в природе: «в начале Ты землю основал, и небеса — дела рук Твоих. Они погибнут, а Ты пребудешь: и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их,— и изменятся. Но Ты — тот же, и лета Твои не кончатся» (Пс. 101 : 26-28).

Слово Божие свидетельствует, что «от Отца Светов, у которого нет изменения и ни тени перемены» (Иак. 1 : 17), — то есть ни тени перемены, и Самого Бога представляем говорящим о Себе: «Я Господь Бог ваш и не изменюсь». (Мал. 3 : 6).

Указывают иногда некоторые трудности, возникающие в связи с свойством неизменяемости Божией. Так:

а) как согласить с неизменяемостью Божией рождение в Нем Сына и исхождение Духа Святого? Разрешение этого недоумения находим у святого Иоанна Дамаскина. По мысли святого отца, тогда бы только Бог подвергся изменению, когда бы Он во времени рождал Сына, сделавшись Отцом после и не был им прежде; когда бы рождал не Сам Собою, а при содействии со вне; когда бы происходило отделение существа Сына от существа Отца. Подобное же рассуждение приложимо и к исхождению Святого Духа;

б) как согласить с неизменяемостью Божией воплощение Бога Слова в лице Иисуса Христа? Ответ дается в учении Церкви о том, что два естества в Иисусе Христе, при единстве Ипостаси соединены «неслитно и неизменно» или непреложно. Изменение произошло бы лишь в том случае, если бы Божество смешалось с человечеством (как учили монофизиты), образовав из себя и человечества новое смешанное естество;

в) как может сохраняться неизменяемость Божия, когда Бог во времени сотворил мир? Творение мира не есть что-либо случайное, непредвиденное Богом, мысль о мире существовала в уме Божием от вечности и притом, как мысль о мире, имеющем быть созданным во времени: все дела Божьи известны, задуманы Им изначально. Творение мира есть ни что иное, как осуществление во времени вечной и неизменной мысли Божьей.