рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ДОГМАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ. Учебное пособие для студентов 2 класса

ДОГМАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ. Учебное пособие для студентов 2 класса - раздел Религия, Московская Духовная Семинария ...

Московская духовная семинария

 

Сектор заочного обучения

 

ДОГМАТИЧЕСКОЕ

БОГОСЛОВИЕ

Учебное пособие для студентов 2 класса

 

 

Сергиев Посад

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………….………………….................................3

 

§ 1. Задача и метод науки……………………........................................................4

§ 2. Важность и значение догматов………….…..................................................5

§ 3. Источники христианского вероучения….......................................................8

§ 4. Неизменяемость христианского вероучения

и возможность его совершенствования……...............................................10

§ 5. Вероизложение древней вселенской Церкви и символические книги

Восточной Православной Церкви………………………………………….12

§ 6. Отношение разума к истинам откровения………………………………...13

§ 7. Разделение догматики………………............................................................15

§ 8. Краткая история науки…………………………...........................................16

 

УЧЕНИЕ О БОГЕ САМОМ В СЕБЕ…………………………………………...17

 

ОТДЕЛ ПЕРВЫЙ.

УЧЕНИЕ О БОГЕ ЕДИНОМ ПО СУЩЕСТВУ.................................................17

 

§ 1. Непостижимость существа Божья…………………………………………17

§ 2. Способы богопознания…………………………..........................................20

§ 3. Нравственные условия богопознания……………......................................23

§ 4. О существе Божьем и существенных свойствах Божьих….......................24

4.1. Свойства существа Божья как «бытия» всесовершеннейшего……………………..26

4.2. Духовность Божества……..………………...................................................................31

4.3. Всеведение Божье …..……………………...................................................................32

4.4. Премудрость Божья……..…………….........................................................................34

§ 5. Свойства воли Божьей..…………………………..………………………...35

§ 6. Свойства чувства Божьего...………………………......................................39

§ 7. Единство существа Божьего………………………......................................41

 

ОТДЕЛ ВТОРОЙ. О БОГЕ ТРОИЧНОМ В ЛИЦАХ.........................................44

 

§ 1. Отличительные черты догмата о Пресвятой Троице..................................44

§ 2. Краткая история догмата о Святой Троице……………………………….45

§ 3. Смысл Церковного Учения о Троичности лиц в Боге……………………49

§ 4. Божество и единосущие (равенство) лиц в Святой Троице……………...54

§ 5. Личные свойства Божественных ипостасей………………………………60

§ 6. Отношение догмата Святой Троицы к разуму……………………………65

 

БИБЛИОГРАФИЯ……………………………….................................................67

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Православно-христианское догматическое богословие есть наука, в систематическом порядке излагающая догматы христианской веры в том виде, как понимает и исповедует их Православная Восточная Церковь.

Таким образом, предметом нашей науки являются догматы или догматические истины христианской религии. Догматы — это богооткровенные истины, содержащие в себе учение о Боге и Его отношении к миру и человеку, определяемые Церковью и преподаваемые ею как непререкаемые и обязательные для всех верующих правила веры.

Существенными чертами догматов, отличавшими их от других истин христианской религии, являются:

Теологичность;

Богооткровенность;

Церковность;

Общеобязательность;

Неизменяемость.

Богооткровенность догматов указывает на их источник, или происхождение. Источником догматов является не человеческий разум, а разум Божественный.… Церковность догматов указывает на то, что только Вселенская Церковь придает… Общеобязательность догматов указывает на то, что для верующих догматы является непререкаемыми и непреложными нормами…

Задача и метод науки

Задача науки православно-христианского догматического богословия состоит в том, чтобы изложить все догматы христианской веры, ничего не опуская и… а) дать определение догмата, то есть показать, как учит о том или ином догмате… б) так как Церковь не создает догматов, а извлекает их из Божественного Откровения, то необходимо далее указать…

Важность и значение догматов

Среди истин христианской религии догматы веры имеют первостепенное значение, так как они содержат в себе учение о Боге и Домостроительстве… Все другие христианские истины: нравственные, литургические, канонические… Отправляя апостолов на всемирную проповедь, Он повелевал им: «итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца…

Источники христианского вероучения

Источником христианского вероучения и истины, раскрываемых в Догматическом Богословии, является сверхъестественное откровение Божие. Оно дано нам в… Под именем Священного Писания понимаются книги, написанные по вдохновению Духа… Богодухновенность священных книг ясно засвидетельствована самим их содержанием. Они

Священное Предание

Святой апостол Иоанн в конце своего Евангелия признается: «много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не написано в книги… Поэтому апостол Павел прямо заповедует: «итак, братие, стойте и держите… От Предания в тесном смысле этого слова нужно отличать Предание в общем или широком смысле, под которым понимается…

Неизменяемость христианского вероучения

И возможность его совершенствования

Догматическое развитие Церкви по этой теории исходной своей точкой имело минимум догматического сознания, которое все больше расширялось, делалось… Кроме уже сказанного, что теория эта противоречит данным Священного Писания,… Отношение конечного (человеческого) разума к абсолютному (Божественному) в Откровении нужно понимать только в смысле…

Вероизложение древней вселенской Церкви и

Символические книги Восточной Православной Церкви

Все христианские догматы даны в Божественном Откровении, которое в виде Священного Писания и Священного Предания и является первым и главным… Все содержимые Православной Восточной Церковью изложения веры — краткие и… 1) изложения, принятые ею от древней вселенской Церкви и потому имеющие безотносительное достоинство;

Символические книги Восточной Православной Церкви

 

1. Православное исповедание соборной кафолической

И апостольской церкви восточной

  2. Послание патриархов Православно-кафолической

Церкви о православной вере

3. Пространный православный катехизис

Православной кафолической Восточной Церкви

Филарета, митрополита Московского

В нем в вопросо-ответной форме дается точное, отчетливое, ясное и прозрачное изложение православного учения. Символическое значение он имеет только в Русской Православной Церкви.


Отношение разума к истинам откровения

Так как догматические истины даны в Божественном Откровении, то положение и деятельность разума в догматике будет носить иной характер, чем в других…

Разделение догматики

 

Догматы веры содержат в себе: одни — учение о Боге Самом в Себе, другие — учение о Боге в отношении Его к миру и человеку. Отсюда сами собою определяются две главные части догматического Богословия:

Первая часть излагает учение о Боге Самом в Себе; вторая часть излагает учение о Боге в Его отношении к миру и человеку или о делах Божиих в отношении к тварям.

Догматы о Боге Самом в Себе содержат учение о том, что Бог есть один по существу и троичен в лицах.

В догматах же об отношении Бога к тварям содержится: в одних — учение о Боге как Творце неба и земли, всего видимого и невидимого; в других — учение о Боге как Вседержителе или Промыслителе; в третьих — учение о Боге и Его особенном отношении к роду человеческому, сущность которого обозначается и в Священном Писании и у отцов церкви словом «икономиа», что значит домостроительство спасения или таинство искупления; в четвертых — излагается учение о Боге как выполнителе Своих определений о мире, или иначе о Боге как Судии и Мздовоздаятеле.

Отсюда все содержание догматического богословия можно представить в таком виде:

Часть первая, излагающая учение о Боге Самом в Себе, распадается на два отдела: первый заключает в себе учение о Боге едином по существу; второй излагает учение о Боге троичном в лицах.

Часть вторая, излагающая учение о Боге в отношении Его к творениям, распадается на 4 отдела:

первый отдел содержит учение о Боге как Творце всего видимого и невидимого; второй отдел излагает учение о Боге как Промыслителе мира; третий отдел заключает учение о Боге-Спасителе (в частности о воплощении Сына Божия, искупления рода человеческого, освящении человека благодатию Святого Духа); четвертый отдел содержит учение о Боге как Судии и Мздовоздаятеле (эсхатология).

Краткая история науки

Первый период обнимает первые семь веков христианства. В это время выработан был научный метод исследования догматов веры и сделаны первые попытки… Второй период открывается появлением в половине VIII века творения… Третий период истории догматического богословия открывается с XVII века у нас в России с киевского митрополита Петра…

Часть первая

УЧЕНИЕ О БОГЕ САМОМ В СЕБЕ

 

 

Отдел первый

УЧЕНИЕ О БОГЕ ЕДИНОМ ПО СУЩЕСТВУ

 

Непостижимость существа Божия

Апостол Павел так выражает эту мысль: «От одной крови Он произвел весь род человеческий... Дабы они искали Бога, не ощутят ли Его, и не найдут ли,… Так на почве богоподобия возникает и зарождается у человека вера в Бога. С… По слову Спасителя только «чистые сердцем Бога узрят». Поэтому душа христианская, очищенная от греха, особенно…

Способы богопознания

Существует два главных способа богопознания — естественный и сверхъестественный. Естественный способ богопознания состоит в познании Бога из… Священное Писание указывает на этот именно способ богопознания, когда говорит:… Наблюдая и изучая окружающий мир, его разнообразие, красоту, стройность и целесообразность мировой жизни, человек…

Нравственные условия богопознания

Как естественный способ богопознания оказался недостаточным для того, чтобы, руководствуясь только им, люди достигли надлежащего познания о Боге,… Очевидно, для приобретения живого богопознания и убеждения в истинах… Поэтому, как наипервейшее и необходимейшее условие живого религиозного познания, слово Божие указывает на…

О существе Божием

И существенных свойствах Божиих

Что такое Бог во внутреннем существе Своем — это непостижимо никаким ограниченным разумом — не только человеческим, но и ангельским. Познаваемою в… Поэтому учение о существе Божием есть собственно учение о свойствах существа… Определить предмет — значит указать самые существенные отличительные его признаки, выявить его природу, раскрыть его…

Свойства существа Божия

(онтологические свойства Божии) Бог есть бытие всесовершеннейшее. Отсюда, прежде всего, вытекает, что Он,… 1) самобытность (характеризует отношение Бога к началу и источнику бытия);

Самобытность

 

Вечность и неизменяемость

2. Вечность — это такое свойство, которое означает, что Бог не имеет ни начала, ни конца Своего бытия, ни прошедшего, ни будущего, а одно настоящее.… 3. Неизменяемость есть такое свойство в Боге, которое обозначает, что Бог в… «Божество не подлежит превратностям и изменениям», — говорит святитель Григорий Нисский, — так как нет ничего такого,…

Неизмеримость и вездеприсутствие Божие

Наблюдения показывают, что чем более в существе или предмете способности к внутреннему, самостоятельному существованию (то есть самобытности), тем… Откровение так свидетельствует о неизмеримости Божией «Не наполняю ли Я небо и… Разъясняя образ вездеприсутствия Божия в мире, отцы Церкви говорили, что нельзя представлять его так, будто Бог разлит…

Духовность Божества

В Новом Завете и учение о духовности Божества раскрывается уже без ветхозаветных антропоморфизмов. Здесь Бог прямо называется Духом. Спаситель в… Указывая же на то, что близится время, когда поклонение Богу не будет… Понятие о Боге как о Духе весьма ценно в том отношении, что такое представление о Боге побуждает человека заключать,…

Всеведение Божие

Но самосознание не только высший, но труднейший предмет ведения. Апостол Павел говорит: «Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа… Самосознание Божие безмерно выше самосознания человека: человек не знает ни… Вместе с знанием Самого Себя Богу в Священном Писании приписывается знание вне Его находящейся действительности, то…

Премудрость Божия

Если теоретическая сторона Божественного разума проявляется во всеведении, то практическая сторона выражается в премудрости. Премудрость Божия… Священное Писание со всей ясностью свидетельствует об этом свойстве Божием,… Особенно ясно проявилась премудрость Божия в творении мира. Псалмопевец, созерцая картину творения, восклицает: «Как…

Свойства чувства Божия

Наряду с разумом и волею Откровение усвояет Богу как существу личному сердце — орган чувствований. Так о Боге в Священном Писании говорится, что Он… Если отличительной чертой разума является стремление к истине, то… 1. Всеблаженство Божие означает то, что Бог, обладая всеми совершенствами разума и воли, ощущает блаженство от…

Единство существа Божия

Как существо беспредельное во всех отношениях и всесовершенное Бог может быть мыслим только единым в своем существе. Высочайшее и совершеннейшее из… Истина единства Божия возвещается как в Ветхом, так и в Новом Завете. В… Прощаясь с народом перед смертью, ветхозаветный законодатель в таких словах внушал хранить эту заповедь твердо и…

Отдел второй

 

 

О БОГЕ ТРОИЧНОМ В ЛИЦАХ

 

Отличительные черты догмата

О Пресвятой Троице

Догмат о Святой Троице есть, далее, догмат собственно христианский. Исповедание этого догмата отличает христианина от иудеев и от магометан и вообще… В самом христианском вероучении этот догмат ость основной или коренной. На… Догмат о Святой Троице в то же время есть и самый непостижимый, и не только для людей, но и для ангелов. В этом…

Краткая история догмата о Святой Троице

Важность догмата о Святой Троице побуждала углубляться в раскрытие этого догмата, а непостижимость его приводила к тому, что человеческий разум при… Первый период простирается до появления арианства и характеризуется тем, что в… второй период обнимает время борьбы с арианством и македонианством, когда раскрывалось учение о единосущии Божеских…

Первый (доникейский) период

Другая группа монархианской ереси известна под именем модалистической. Родоначальниками ее были Праксей и Ноэт, но главным представителем — Савелий… Так как главное заблуждение монархианства состояло в отрицании личности и…

Второй (посленикейский) период

1) Бог один. То, что отличает Его от всех прочих существ и исключительно Ему свойственно, есть Его безначальность или нерожденность. Сын не есть… 2) Божественная природа духовна и проста, в ней нет деления. Отсюда следует,… 3) как творение Сын не есть собственный, природный Сын Отца, а сын только по имени, по усыновлению; Он не есть и…

Третий период

В новое время антитринитарное учение старались возобновить Михаил Сервет и Фауст Соция. Михаил Сервет понимал Троицу не в смысле трех…  

Смысл церковного учения о троичности лиц в Боге

 

Когда Церковь учит, что Бог троичен в лицах, то этим выражает, что Отец, Сын и Святой Дух, не есть три свойства или силы, или явления одного и того же Божеского лица, а три самостоятельные ипостаси, имеющие каждая свои особые, личные свойства, которыми они различаются между собой. «Во Святой Троице, — говорит святитель Василий Великий, — иное есть общее, а иное особенное; общее приписывается существу, а ипостась означает особенность каждого Лица».

 

Ветхозаветные указания на таинства

Пресвятой Троицы

Истина о том, что в Боге действительно, три Лица со всей ясностью открыта в Новом Завете. Однако, некоторые указания на нее были и в Ветхом Завете.… I. Указания вообще на множественность лиц в Боге без определенного их числа.… а) начальные слова Бытописания: «В начале сотворил Бог (бара Елогим) небо и землю» (Быт. 1 : 1). «В сем месте…

Второе свидетельство о троичности лиц в Боге мы имеем в последней беседе Иисуса Христа с учениками пред крестными Его страданиями. Утешая учеников в предстоящей с Ним разлуке, Иисус Христос говорил им: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам. Когда же придет Утешитель, Кото-рого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне. А также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною» (Ин. 14 : 16, 26, 27) Здесь еще яснее различаются все три Лица Святой Троицы, как Лица: Сын, Который говорит о Себе — «Я умолю Отца», Дух Святой, который называется «иным Утешителем», следовательно, отличен от Отца, послан для того, чтобы заменить для апостолов Сына и научить их всему. Следовательно, Он есть такое же Божественное лицо, как и Сын.

Третье, самое главное свидетельство о Святой Троице содержится в заповеди Спасителя о крещении. Посылая апостолов по воскресении Своем в мир на проповедь, Спаситель говорит: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28 : 19-20). Здесь ясно именуются и различаются три ипостаси Отец, Сын и Святой Дух; причем всем им усвояется единое имя.

Повелев апостолам крестить людей во имя, (а не во имена) Отца, Сына и Святого Духа, Спаситель обозначил этим и личность каждой Божественной Ипостаси и единое, нераздельное достоинство трех Божественных Лиц, таким образом, единое и нераздельное существо их. Крещение, заменившее собою древнее обрезание, означает принятие на себя обязательства, вступление в союз, а вступать в союз можно только с лицами, а не с отвлеченными понятиями или силами.

Церковь всегда видела в этих словах Спасителя учение о тайне Святой Троицы. С самого начала она совершала крещение во имя Отца и Сына и Святого Духа, как трех Божеских Лиц, и, чтобы яснее выразить исповедание Троицы, крещаемого трижды погружали в воду. В то же время она обличала еретиков, которые, считая Сына и Духа низшими Отца или только Его силами и свойствами, покушались совершать крещение во имя одного Отца или одного Сына, унижая пред Ними Святого Духа. Сами крещаемые при этом предварительно были научаемы вере в Троицу, как трех Божеских Лиц, и при крещении должны были точно и твердо исповедать эту веру. «Вера наша, — писали отцы Второго вселенского собора, научает нас веровать во имя Отца и Сына и Святого Духа, то есть во Единое Божество, и силу, и существо Отца и Сына и Святого Духа».

Не менее ясные свидетельства о действительной личности всех трех Лиц Божества имеем мы и в посланиях апостольских. Так, апостол Павел пишет: «благодать Господа (нашего) Иисуса Христа, и любовь Бога (Отца), и общение Святого Духа со всеми вами» (2 Кор. 13 : 13). Апостол желает духовных благ верующим и от Сына Господа Иисуса Христа, и от Святого Духа, точно так же, как и от Отца, и притом от каждого из Них желает блага особенного; следовательно. Сын, Святой Дух суть такие же Лица, как и Отец, все равны и все различны между собой.

Апостол Иоанн Богослов также свидетельствует о тайне троичности, когда пишет: « ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино» (1 Иоан. 5 : 7). В этом изречении также указывается и троичность Лиц в Боге и единство существа.

Отец, Слово и Святой Дух называются тремя свидетелями, следовательно, они различны между собою; следовательно, Слово и Дух, поставляемые свидетелями наравне с Отцом, не суть только два свойства Его или силы, или действия, а суть такие же Лица, как и Отец: «И сии три едино суть». Следовательно, Слово и Святой Дух имеют одну и ту же Божескую природу и существо, что и Отец, так как если бы они имели природу низшую и тварную, то между Ними и Отцом было бы бесконечное расстояние, и тогда уже никак нельзя было бы сказать, что «сии три едино суть».

II. Немало в Новом Завете и таких свидетельств, в которых указывается личность того или другого Лица Святой Троицы и отдельность его от других Лиц.

Так, Священное Писание изображает личность Отца, когда приписывает Ему:

а) ведение: «никто не знает Сына, кроме Отца» (Мф. 11: 27);

б) волю: «не ищу воли Моей, но воли пославшего Меня Отца» (Ин. 5 : 30);

в) деятельность: «Отец Мой ныне делает» (5 : 17), а также, когда подобно говорит, что Отец послал в мир Сына, потом Святого Духа, что Он любит Сына и мир, открывает людям истину, дает блага просящим у Него, прощает грехи и т.д. Вообще, что Бог Отец есть лицо, а не безличное начало, это ясно уже из того, что Бог не только по учению откровения, но и по требованию здравой человеческой мысли должен быть представляем не иначе как личностью.

Поэтому даже еретики, отвергавшие личность Сына и Святого Духа, не отвергали личность Отца.

Сын Божий так же есть лицо, отличное от Отца и Духа Святого, а не тот же Отец, только скрывшийся в образе Сына, а также не сила или свойство Его. Священное Писание изображает личность Сына, когда и Сыну, как Отцу, усвояет:

а) ведение: «Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца» (Ин. 10 : 15)

б) волю: «Отче! Которых Ты дал мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира» (Ин. 17 : 24);

в) деятельность: «Отец Мой доныне делает и Я делаю» (Ин. 5 : 17), или еще: «Но чтобы мир знал, что Я люблю Отца и как заповедовал Мне Отец, так и творю» (Ин. 14 : 31);

а также, когда говорит с подробностью, что Сын пришел в мире и воплотился для нашего спасения, что по вознесении на небо Он послал на землю от Отца иного Утешителя, Святого Духа, что Он сообщил людям откровение и т.д. Все такого рода изречения показывают, что Сын Божий есть отдельное от Отца Лицо.

Дух Святой также изображен в изречениях Нового Завета как личность, когда и Ему, как Отцу и Сыну приписывается:

а) ведение: «кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия» (1 Кор. 2 : 11);

б) воля: «ибо угодно Духу Святому и нам, не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого» (Деян. 15 : 28);

в) деятельность: «каждому дается проявление Духа на пользу... все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (1 Кор. 12 : 7-11).

В этом последнем изречении апостол, указывая различные духовные дарования, ясно различает от них их раздаятеля — Духа Святого, и притом так, что показывает в Воздаятеле разумение, свободную волю, могущество, — свойство личности.

О том же Святом Духе говорится в Писании, что Он поставляет епископов, говорит устами пророков, наставляет людей на всякую истину и т.д. Все это такие свойства и действия, которые не могут быть приложимы к одной безличной силе или свойству Божию, а необходимо заставляют признавать в Духе Святом личное существо, действующее с самосознанием и волею.

Руководствуясь столь ясными свидетельствами Священного Писания, Церковь Христова с самого начала веровала в таинство Святой Троицы. Эту веру она выражала:

а) в символах, употребляющихся еще до Никейского Собора в разных Церквях;

б) в священнодействии Крещения, которое совершается через троекратное погружение крещаемых в воду;

в) в малом славословии, употреблявшемся в таких формах: «слава Отцу через Сына во Святом Духе», или «слава Отцу и Сыну со Святым Духом» или «слава Отцу и Сыну и Святому Духу»;

г) в светильничном благодарении, или вечерней песни, из которой святитель Василий Великий приводит такое слово: «хвалим Отца и Сына и Святого Духа Божия»;

д) в отлучении от своего общения таких лиц, которые искажали догмат о Святой Троице, совершенно отрицая троичность Лиц в Боге или Божество и единосущие Сына и Духа Святого с Отцом.

 

Божество и единосущие (равенство)

  Призывая веровать во Святую Троицу, Церковь учит, что «Отец есть Бог, Сын есть…

Божество Отца. Бог Отец есть истинный Бог. В этой истине не сомневался никто из еретиков, отвергавших божество Сына и Святого Духа, потому что сомневаться в божестве Отца, это значит вообще отрицать Бога, что противно здравому смыслу. Кроме того, божество Отца с такой ясностью засвидетельствовано в Священном Писании, что не остается места никаким сомнениям и колебаниям. Сам Христос называет Своего Отца Богом: «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3 : 16), Богом единым и истинным – «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17 : 3), Господом неба и земли: «славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам» (Мф. 11 : 25). Точно так же и Святые апостолы весьма часто называют Отца Богом: так, апостол Павел почти каждое свое послание начинает словами «благодать вам и мир от Бога Отца» (Рим. 1 : 7; Кор. 6 : 3 и др.); Богом единым: «у нас один Бог Отец, из Которого все» (1 Кор. 8 : 6); Богом благословенным: «благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения» (2 Кор. 1 : 3).

Божество Сына. Священное Писание содержит ясное учение о втором Лице Святой Троицы — Сыне Божьем, выражая ту мысль, что Сын Божий есть Бог в собственном и строгом смысле, Бог по естеству, а не каком-либо переносном смысле, в каком в Священном Писании называются, например, иногда и люди и ангелы. Учение о Божестве Сына и равенстве Его с Богом мы имеем, прежде всего, в наставлениях Самого Сына Божия —Иисуса Христа, а так же и в изречениях Его апостолов.

Наиболее ясное учение о Себе как Сыне Божием и Боге Иисус Христос предложил в беседе по поводу исцеления Им расслабленного при овчей купели в день субботний (Ин, 5 глава). Исцеление в субботу, равно как и несение исцеленным по повелению Господа своей постели, показалось слепым ревнителям закона Моисеева непростительным нарушением закона о субботнем покое, так что они решили убить Чудотворца. Вразумляя ослепленных, Иисус Христос сказал: «Отец Мой ныне делает и Я делаю» (Ин. 5 : 17). В этих словах свое божественное достоинство и равенство с Богом Отцом Иисус Христос доказывает тем, что приписывает Себе божественное сыновство, и тем, что усвояет себе власть делать то же, что делает и Отец. Слыша эти слова, иудеи еще более вознегодовали и искали убить Иисуса Христа уже не только за то, что Он нарушил субботу, но и за то, что Он «Отцом Своим называл Бога, делая Себя равным Богу» (Ин. 5 : 18). В дальнейшей беседе Иисус Христос не только не показывает, что иудеи неправильно поняли мысль Его о равенство Богу, но с особенною силою подтверждает Свою мысль, указывая, что:

а) Его воля совершенно одинакова с волею Отца: «Иисус сказал: истинно говорю вам: не может Сын ничего творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын также творит. Ибо Отец любит Сына, и показывает Ему все, что Сам творит» (ст. 19 : 20);

б) Он обладает таким же могуществом, как и Отец Его: «ибо как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет кого хочет» (ст. 21);

в) Ему подобает такая же честь и слава, как и Богу Отцу: «Дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его» (ст. 23);

Г) Ему так же присуще свойство самобытности, как и Отцу «ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе» (ст. 26).

В другой раз, когда иудеи в притворе соломоновом спрашивали Христа: «Если Ты Христос, скажи нам прямо». Он ответил: «Я и Отец одно... Отец во Мне и Я в Нем» (Ин. 10, 30, 38). Равным образом, когда на суде первосвященник Кайафа спросил Христа: «Заклинаю Тебя Богом живым, да скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий?» Он отвечал: «ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных» (Мф. 26 : 63-64), а евангелист Марк передает прямой утвердительный ответ Христа: «Я есмь» (14 : 62).

Так свидетельствовал о своем Божестве Сам Господь Иисус Христос. В Его свидетельство о Себе невозможно допустить ни самообладания или самообмана, так как против этого говорят все евангельские изображения жизни Иисуса Христа, ни тем более намеренного желания ввести в заблуждение других. «Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его» (1 Петр. 2 : 22). Истинность Своего свидетельства Он подтвердил всеми деяниями Своими, а также Своею Кровию.

Не менее ясно и решительно свидетельствуют о Божестве Сына Божия и апостолы. Веру в Божество Иисуса Христа от лица всех апостолов исповедал апостол Петр пред Самим Господом, когда на вопрос Христа: «а вы за кого почитаете Меня?», ответил: «Ты — Христос, Сын Бога Живого» (Мф. 16 : 15-16). «Господь мой и Бог мой», — воскликнул апостол Фома явившемуся по Своем воскресении Христу. Особенно же подробно и обстоятельно изображают божество Сына Божия апостолы Иоанн и Павел.

Учение апостола Иоанна представляет ту особенность, что Сын Божий именуется у него Словом — Логос. В начале своего Евангелия апостол говорит: «в начало было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог», где наделяет Логос такими свойствами, как бесконечное бытие, самостоятельное участие в творении. Имена «Бог», «жизнь», «свет» ясно свидетельствуют о божественной природе Логоса. Об этом Слове евангелист далее говорит, что Слово есть «единородный Сын, сущий в лоне Отчем» (1 : 18), то есть единственный Сын Божий, рожденный из существа Отчего и в глубине его всегда и нераздельно с Ним существующий. Он и по воплощении не перестал быть тем, чем был до воплощения: «Слово стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как Единородного от Отца» (1 : 14). Подобным образом в послании своем апостол Иоанн пишет: «знаем также, Сын Божий пришел и дал нам (свет и) разум, да познаем (Бога) Истинного и да будем истинном Сыне Его Иисусе Христе, сей есть Истинный Бог и жизнь вечная» (1 Ин. 5 : 20).

Апостол Павел истину о божестве Сына Божия выразил особенно полно и разнообразно. По его учению, «Сын любви Отчей… есть образ Бога невидимого перворожден всея твари», то есть имеет происхождение через рождение из существа Отца, следовательно, и прежде времени, от вечности, «Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимая и невидимая: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли: все Им и для Него создано; И Он есть прежде всего, и все Им стоит» (Кол. 1 : 15-17). Он, следовательно, есть такое Лицо, с которым не могут иметь сравнения никакие твари, даже самые высшие.

Его природа не тварная, а божеская, и Сам Он — Творец. Он есть «Сын Божий собственный» (Рим. 8 : 32), а не по усыновлению или благодати. В послании к Евреям апостол Павел пишет о нем: «Он есть сияние славы и образ ипостаси Бога Отца», то есть отображение славы Отца, оттиск Его сущности (ипостась употреблено здесь в смысле «усиа» — сущности). Значит Сын «единосущен Отцу». Доказывая подробнее божество Сына Божия, в том же послании апостол говорит: «кому когда из Ангелов сказал Бог: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя? И еще: Я буду Ему Отцем, и Он будет Мне Сыном»? Так же, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии». (Евр. 1 : 3-5)

Церковь с самого начала веровала в Божество Сына Божия, что видно из древних символов церквей Иерусалимской, Кессарийской, где Иисус Христос называется Сыном Божиим Единородным, перворожденным всея твари, Богом от Бога, Богом истинным Им же вся быша; из исповеданий веры, составленных в обличение еретиков (например, Павла Самосадского). О том же свидетельствуют отлучения еретиков, отвергавших божество Сына Божия и, наконец, показания некоторых язычников и иудеев. Плиний Младший, например, писал к императору Трояну, что христиане воспевают хвалебную песнь Христу, как Богу. Цельс издевался над верованием христиан, что Сам Бог пришел в мир для искупления людей. Иудей Трифон вопреки христианскому учению признает невозможным, чтобы Бог сделался человеком.

Божество Духа Святого. Дух Святой есть такой же истинный Бог, как и Бог Отец и Бог Сын. Божество духа Святого и Его равенство с Отцом и Сыном Священное Писание показывает тем, что усвояет Духу Святому имя истиннаго Бога, свойства и действия Божия, а также и том, что заповедует воздавать Ему такое же божеское почитание, как Отцу и Сыну.

Дух Святой называется Богом. Апостол Петр, обличая солгавшего Ананию, говорил: «для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому? И утаить из цены земли? Ты солгал не человекам, а Богу» (Деян. 5 : 3-4). Апостол Павел называет верующих то храмом Божиим, то храмом Духа Святого, и этим показывает, что Дух Святой есть Бог. «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас»? (1 Кор. 3 : 16).

Духу Святому приписываются божеские свойства:

а) всеведение: «Дух все испытует, и глубины Божии» (1 Кор. 2 : 10). То же свойство усвояется Святым Духом Спасителем, когда Он говорит апостолам «Дух истины наставит вас на всякую истину... и будущее возвестит вам» (Ин. 16 : 13);

б) вездеприсутствие: это свойства Святого Духа предполагается во всех тех свидетельствах Священного Писания, в которых говорится, что Он обитает и действует в одно и то же время в душах всех верующих христиан, рассеянных по всему лицу земли;

в) всемогущество: оно открывается преимущественно в самостоятельном, полновластном раздаянии Духом Святым чудесных и чрезвычайных дарований верующим. Перечислив эти дарования, апостол говорит: «но каждому дается проявление Духа на пользу: одному дается Духом слово мудрости, другому слово знание тем же Духом; иному вера, тем же духом, иному дары исцелений; иному чудотворения, иному пророчества, иному различение Духов, иному разные языки, иному истолкование языков — все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо как Ему угодно» (1 Кор. 12 : 7-11).

Усвояются Духу Святому и Божественные действия, например, творение: «Дух Божий носился над водою». Быт. 1 : 2); «Дух Божий создал меня, и дыхание вседержителя дало мне жизнь» (Иов. 33 : 4), а также промышление, особенно в царстве благодати. Так Духу Святому усвояется поставление пастырей Церкви: «Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которому Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян. 20 : 28) возрождение человека – грешника: «Если кто не родится от воды и Духа, говорит Иисус Христос Никодиму, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3 : 5), отпущение грехов, ибо Христос говорил Своим ученикам по воскресении: «примите Духа Святого, — кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том остатутся» (Ин. 20 : 22-23). Наконец, Духу Святому усвояется Священным Писанием бесконечное величие и честь, что ясно видно из слов Спасителя, что «всякий грех и хула простятся человеком; а хула на Духа не простится человеком ни в сем веке, ни в будущем» (Мф. 12 : 31-32). Поэтому Священное Писание научает, что духу Святому надлежит воздавать божеское почитание. Это видно, например, из заповеди о крещении, где имя Святого Духа стоит наряду с именем Бога Сына, а также из апостольских приветствий, в которых имя Святого Духа также поставляется наряду с именем Отца и Сына (1 Петр. 1 : 2).

Правда, в Священном Писании встречаются иногда выражения, указывающие, по-видимому, на низшее и починенное значение Святого Духа. Этими изречениями пользовались издревле противники верования церкви в божество Духа Святого, чтобы подтвердить правильность своих воззрений на Святого Духа, как существо тварное и низшее Отца и Сына. Однако, на самом деле эти изречения совсем не имеют того значения, какое усвояли им духоборы.

Указывали, например, на слова Спасителя, Который говорил о Святом Духе: «ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам» (Ин. 16 : 13). Но и Сын, — говорит святитель Василий Великий, — от Себя не глаголет, а свидетельствует: «пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить» (Ин. 12 : 49). Однако в обоих этих изречениях указывается на то, что Отец есть виновник Сына и Святого Духа, и что у Них одна сила, одна воля, одно желание, одна сущность. Слышание есть только образное представление того непосредственного ведения божественных тайн, которое принадлежит Святому Духу совокупно с Отцом и Сыном. Указывают также на то, что Святой Дух всегда поставляется на третье место при перечислении Лиц Святой Троицы. Однако и это никак нельзя понимать в смысле обозначения низшего достоинства Святого Духа. Такой порядок в исчислении Лиц Святой Троицы имеет основание в порядке откровения: прежде открылся Отец, после Него — Сын, после Сына — Дух Святой. Хорошо говорит о таком порядке откровения св. Григорий Богослов: «Ветхий Завет возвещал об Отце ясно, а о Сыне не так ясно, Новый — открыл Сына, на божество Святого Духа только указал. Теперь, то есть после Пятидесятницы Дух живет с нами, сообщая нам яснейшее познание о Себе». Этот постепенный порядок откровения, по мысли Святого Отца, объясняется немощью человеческой природы, которую не безопасно было обременять проповедью о Святом Духе, прежде чем было исповедано божество Отца и прежде чем признан был Сын. К этому можно прибавить, что и не всегда Святой Дух в Священном Писании поставляется на третье место, а иногда он поставляется на втором (см. Тит. 3 : 4-6 ст.) и даже на первом месте (см. 1 Кор. 4 : 6).

Ввиду таких несомненных свидетельств Священного Писания Церковь с самого начала научала своих чад исповедать, что Дух Святый есть истинный Бог. Памятником такой веры Церкви служат древние символы веры, особенно символ святого Григория чудотворца, совершение крещения во имя равночестных божеских лиц, древние формы малого славословия Отцу, Сыну и Святому Духу, вечерняя песнь, также возносившаяся всегда во имя Отца, Сына и Святого Духа, исповедания мучеников и писания древних отцов и учителей Церкви.

Единосущие лиц Святой Троицы означает то, что Отец Сын и Святой Дух существуют не отдельно и не независимо один от другого, но имеют единое и нераздельное божеское естество, которым каждое из лиц Святой Троицы обладает в совершенстве и всецело нераздельно с другими лицами. Хотя в откровении нет самого слова «единосущно», но мысль, содержащаяся в этом смысле слова, выражена в откровении ясно и решительно. Так о единосущии Сына с Отцем неоднократно говорил Сам Иисус Христос. «Я и Отец — одно» (Ин. 10 : 30); «видевший Меня, видел Отца... Я в Отце и Отец во Мне» (Ин. 14 : 9,11); «и все Мое Твое, и Твое Мое» (Ин. 17 : 10); «все, что имеет Отец, есть Мое» (Ин. 16 : 15).

Из апостолов о единосущии Сына с Отцем особенно ясно говорит святой Иоанн, когда пишет: «в начале было Слово, и Слово было у Богу, и Слово было Бог». О единосущии Духа Святаго с Богом Отцем говорит Сам Спаситель в Своем обетовании апостолам послать им Духа Утешителя: «Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин. 15 : 26). Христос утешает Своих учеников в предстоящей разлуке с Ним. Для этого Он дает им обетование послать вместо Себя Духа Святого, Который наставит их на всякую истину (Ин. 16 : 13). Это утешение могло быть полным и действительным только тогда, когда Утешитель, Дух Святой был бы таким же Божественным Лицом, каким исповедали Христа Его ученики. И тот же Христос увещает их, что Дух Святой исходит от Отца, который есть такое же Божественное Лицо, как и Он Сам.

Ту же мысль о единосущии Духа Святаго с Богом истинным выражает святой апостол Павел, когда представляет нам Духа Святого в таком же отношении к Богу, в каком дух человеческий находится к человеку (1 Кор. 11 : 11), то есть представляет Его пребывающим в Боге и составляющим с Ним едино, как наш дух в нас пребывает и составляет вместе с телом единого человека. Церковь, исповедуя тайну троичности, всегда научала исповедовать и единство Божества, то есть единосущие Лиц Святой Троицы. В IV веке догмат о единосущии Лиц Святой Троицы был внесен в символ веры, и был раскрыт великими отцами церкви в подобных чертах Единосущие божеских Лиц они научили понимать в том смысле, что каждое из Лиц Святой Троицы обладает божеским естеством вполне и всецело, так при этом, что оно остается, безусловно, единым и нераздельным, а не так, чтобы троичные ипостаси существовали как особые и отдельные самостоятельные существа, хотя бы и с одинаковою и единородною сущностью, как существуют, например, люди, происходящие от людей, равно и не так, чтобы каждое из лиц Святой Троицы владело единою божескою сущностью по частям, то есть чтобы одна часть этой сущности принадлежала Отцу, другая — Сыну, третья — Духу Святому. «Троица нераздельная по естеству, учит святой Афанасий, — нераздельно и едино есть божество Святой Троицы и потому лица Троицы составляют «нераздельную и неразлагаемую Единицу Божества».

Вместе с разъяснением догмата о единосущии Лиц Святой Троицы с IV века стал устанавливаться и образ выражения этого догмата. Первый Вселенский собор ввел во всеобщее употребление термин «существо», а разъяснение догмата отцы церкви — термины «существо» и «ипостась». Первый термин обозначает то, что есть единого и общего в Троице, то есть самого тожества или природы Божией, а второй (ипостась) — частные особенности каждого лица. «Во Святой Троице, — говорит святитель Василий Великий, иное есть общее, а иное особенное: общее приписывается существу, а ипостась означает особенность каждого Лица».

 

Личные свойства Божественных ипостасей

Личными свойствами Лиц Святой Троицы называются те особенности, которыми Лица Святой Троицы отличаются друг от друга при полном равенстве по… Таким образом, личное свойство первого Лица есть отечество, нерожденность…  

Личное свойство Бога Отца

Бог Отец «ни от кого есть сотворен, ни создан, ниже рожден». Значит, отличительное свойство Его есть нерожденность или безначалие, то есть… Но особенно ясно указывается на это свойство Отца в словах Его Самого к Сыну:… На свойство изведения Отцем Духа Святого яснейшее указание находим в словах Спасителя: «Дух Истины, Который от Отца…

Личное свойство Бога Сына

Единородный — моногейнис — означает собственно того, Который только один родился у Отца, следовательно, это Сын Божий, в собственном, а не в… Что касается того, как понимать самое рождение в применении к существу Божию,… а) рождение внутреннее — из существа Отца, но без отделения от существа Отца. «Из чрева, (то есть из самого существа),…

Личное свойство Бога Духа Святого

Учение о личном свойстве Духа Святого, а именно о том, что Он вечно исходит от Отца, именно только от одного Отца, основывается на словах Спасителя… Такое послушничество Духа Святого Спаситель не раз обозначал в будущем… Такое понимание приведенного изречения подтверждается и внутренним течением данного места. Слова эти сказаны…

Отношение догмата о Святой Троице к разуму

Догмат о Святой Троице есть глубочайшая тайна внутренней жизни Божества, живущего во свете неприступном. Понятно, что человек не в состоянии вполне… В самом деле: если Бог есть личность и притом «едино», или единоличен, то в… Христианское учение о триедином Боге позволяет избежать этих крайностей. Оно дает возможность представить Бога с…

БИБЛИОГРАФИЯ

Основная

катехизис. – М., 1990. 2. Алипий (Кастальский - Бороздин), архим., Исайя (Белов), архим. Догматическое богословие. Курс лекций для

Дополнительная

2. Булгаков Сергей, протоиерей. Православие. Очерки учения Православной Церкви. – М.: Терра, 1991. – 416 с. 3. Василий (Кривошеин), архиеп. Символические книги в Православной Церкви. – М.: Сардоникс, 2002.

– Конец работы –

Используемые теги: Догматическое, богословие, Учебное, пособие, студентов, класса0.081

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ДОГМАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ. Учебное пособие для студентов 2 класса

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ Учебное пособие Курс лекций Для студентов высших учебных заведений
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ... ТЕОРИЯ Учебное пособие...

Методы оценки иммунного статуса Учебное пособие для студентов лечебного, педиатрического и медико-профилактического факультетов
Курский государственный медицинский университет Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию... Кафедра клинической иммунологии и аллергологии...

Основы нейрофизиологии: Учебное пособие для студентов вузов
Основы нейрофизиологии Учебное пособие для студентов вузов М Аспект Пресс с... ВВЕДЕНИЕ Почему нужно знать физиологию головного мозга психологу Как уже...

НЕЛИЧНЫЕ ФОРМЫ ГЛАГОЛА Методическое пособие для студентов технических И гуманитарных специальностей высших учебных заведений
Государственное образовательное учреждение... высшего профессионального образования... Омский государственный технический университет...

Основы нейрофизиологии: Учебное пособие для студентов вузов
Шульговский В В Ш Основы нейрофизиологии Учебное пособие для студентов вузов М Аспект Пресс с...

Основы психологии. Учебник для учащихся старших классов и студентов первых курсов высших учебных заведений
Основы психологии Учебник для учащихся старших классов и студентов первых курсов высших учебных заведений... Яков Львович Коломинский...

ОБЩАЯ РЕЦЕПТУРА Учебное пособие для студентов II курса стоматологического факультета, III курса лечебного факультета и Факультета спортивной медицины
Санкт Петербургский государственный медицинский... Университет имени академика И П Павлова... Федерального агентства по здравоохранению...

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ смузов ПО ОТОЛАРИНГОЛОГИИ
Среднего профессионального образования Тюменской области... Тюменский медицинский колледж... УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ...

Учебное пособие предназначено для студентов гуманитарных специальностей, изучающих математику по технологии индивидуализированного обучения
Учебное пособие предназначено для студентов гуманитарных специальностей изучающих математику по технологии индивидуализированного обучения Оно... Теоретический материал был отобран из учебников по математике для гуманитарных... Задачи для самостоятельного решения разбиты на два уровня сложности основной и повышенный Задачи основного уровня...

Учебное пособие предназначено для студентов бакалавров всех специальностей очной и очно-заочной форм обучения
Социология учеб пособие под ред И А Обертяевой Воронеж ГОУВПО... Учебное пособие подготовлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом для студентов бакалавров и...

0.033
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам