Личное свойство Бога Духа Святого есть то, что Дух Святой исходит от Бога Отца. От вечного исхождения духа Святого надо отличать временное исхождение Его на тварей или посольство Его в мир. Временное Его исхождение есть не только от Отца, но и от Сына, иначе говоря, — Дух Святой посылается в мир Отцем через Сына. Отец посылает Духа, как вечно исходящего от Него, посылает ради заслуг Сына.
Учение о личном свойстве Духа Святого, а именно о том, что Он вечно исходит от Отца, именно только от одного Отца, основывается на словах Спасителя апостолам: «Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит. Он будут свидетельствовать о Мне» (Ин. 15 : 26). Выражение «иже от Отца исходит» обозначает вечное исхождение Святого Духа, виною которого представляется один Отец, а слова «Его же Я пошлю вам от Отца» — обозначают временное посольство Его в мир по ходатайству или посредничеству Сына. Правильность такого понимания слов Спасителя подтверждается, во-первых, самим образом выражения. В изречении Спасителя употребляются два разных глагола и в разных формах: пошлю — форма будущего времени, исходит — форма настоящего времени. Отсюда можно заключить, что в словах Спасителя указывается различное состояние Духа Святого. Исходит — форма настоящего времени глагола выражает состояние вечное, неизменяемое, подобно тому, как Спаситель и для обозначения Своей вечности употребил глагол в настоящем времени в изречении: «прежде нежели был Авраам Я есть» (Ин. 8 : 58). Напротив, формою «пошлю вам» ясно доказывается временное посольство Духа Святого в мир.
Такое послушничество Духа Святого Спаситель не раз обозначал в будущем времени, так как в это время Дух Святой с Его благодатными дарами еще не был ниспослан в мир. Отсюда и объясняется такое выражение: Отец «иного Утешителя даст вам» (Ин. 14: 16) еще не дал, а только даст в будущем), «Его же пошлет Отец во имя Его» (Ин. 14 : 26) — (еще не послан, а только пошлет), или о Себе Спаситель говорит: «Его же Я пошлю вам от Отца» (Ин. 15 : 26). Но не только различие форм глагольных, но и различие значения самих глаголов показывает, что здесь речь идет о различных состояниях Духа Святаго. «Пошлю» означает посольство какого-либо уже существующего лица, а «исходит» — означает самое происхождение такого лица, иначе говоря, второй глагол (исходит) обозначает вечное исхождение Святого Духа, а первый — временное посольство Его в мир. Если бы под словом «исходит» разумелось не вечное исхождение Святого Духа от Отца, а то же, что обозначает и словом «пошлю», то и в речи Спасителя получилось бы странное тождесловие: Я пошлю вам от Отца Того, Кто от Отца посылается.
Такое понимание приведенного изречения подтверждается и внутренним течением данного места. Слова эти сказаны Спасителем пред разлукою с учениками, когда Он хотел утешить их ниспосланием Духа —Утешителя. Достоинство этого Утешителя представляется столь высоким, что даже Он — Христос, Которого ученики исповедовали Сыном Божиим, не может Сам послать Его ученикам, а обещает умолить об этом Отца. Естественно возникал вопрос: почему же Он Сам не может ниспослать Духа-Утешителя, почему Ему нужно умолять об этом Отца? Ответом на этот вопрос и служат слова Спасителя «Иже от Отца исходит»; потому что «только Отец — причина бытия Святого Духа», что, следовательно, от Него — Сына — не исходит. Если бы, наконец, в словах Спасителя заключалась мысль об исхождении Святого Духа не от одного Отца, но от Отца и Сына, то почему Он не сказал «от Нас исходит» или «иже от Отца и Меня исходит». Очевидно, Иисус Христос полагал между тем, что принадлежность Им обоим в отношении к Духу Святому (ниспослание Святого Духа в мир) и тем, что принадлежит единому Отцу (ипостасное изведение Духа).
Таким образом, по прямому смыслу слов Спасителя, Дух Святой имеет ипостасное бытие от одного Отца, и именно образом исхождения, Сыну же принадлежит участие в посланничестве Отцом Духа Святого в мир, которое осуществляется Отцом по ходатайству или посредничеству Сына.
Основываясь на словах Спасителя и руководствуясь голосом апостольского предания, Святая Церковь с самого начала учила не иначе исповедывать исхождение Святого Духа, как именно от одного Отца. Свидетельством этого служат:
а) «древние символы, из которых особенно замечателен символ святого Григория Чудотворца, в котором о Святом Духе говорится: «один Дух Святой, от Бога имеющий бытие и чрез Сына явившийся, то есть людям»;
б) древние соборы вселенские и поместные.
На Первом Вселенском соборе святой Леонтий, епископ Кессарийский так говорил одному просившему вразумления философу: «Веруй во единого Бога Отца, неизреченно родившего Сына, и Сына от Него рожденного, и Духа Святого, от Того же Отца исходящего и собственного (единосущного) Сыну».
На Втором Вселенском соборе, как известно, Церковь также исповедала веру в Духа Святого иже от Отца исходящего». На последующих вселенских соборах даже и не возникло мысли о каком-либо дополнении учения о Святой Троице, изложенного в Никео — Цареградском Символе веры, так как отцы соборов были твердо убеждены в том, что символ «в совершенстве учит об Отце, Сыне и Святом Духе»;
в) Писания древних отцов и учителей Церкви. Древнейшие учители церкви — как восточные, так и западные (за исключением блаженного Августина и его почитателей), говоря об ипостаси Святого Духа, или прямо относили исхождение Его к одному Отцу, обычно вовсе не упоминая о Сыне, или если упоминали о Сыне, то ясно различали отношение Духа к Отцу и Сыну, выражаясь, например, так: «Дух Святой исходит от Отца и является чрез «Сына», разумея под последним выражением временное явление Святого Духа в мир ходатайством Сына. «Сын от Отца по рождению, —говорит святой Иоанн Дамаскин, — Дух же Святой, хотя также от Отца, но не по рождению, а по исхождению. И хотя мы научены, что есть различие между рождением и исхождением, но в чем состоит образ этого различия не знаем. Только вместе от Отца и рождение Сына, и исхождение Святого Духа».
Западная Церковь, как известно, в учении об исхождении Святого Духа расходится с восточной: она учит, что Святой Дух исходит от Отца и Сына (Филиокве). Однако, это учение не имеет для себя оснований ни в Священном Писании, ни в Священном Предании в самой римской Церкви, оно только с IX века стало приобретать значение догмата, окончательно же утвердилось в начале XI века.