1. Первоначальная нераздельность законоположительных
книг и их название
У евреев пять книг Священного Писания — Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие составляли одну, которая называлась Законом (евр. Тора), Законом Моисеевым (Ис. Нав. 1, 7-8) или просто Моисеем. Так называются эти книги и в Евангелии (Мф. 5, 17; Мр. 12, 26; Лк. 16, 29 и др.).
Наименование этих книг Законом указывает на их главное содержание, а прибавление к этому наименованию имени Моисея указывает на их писателя.
И по языку, и по характеру изложения все пять книг совершенно согласны между собою, что говорит о принадлежности их одному писателю. Описанные в этих книгах события из времени Моисея, достоверность которых подтверждается многочисленными свидетельствами открытых и прочитанных письменных памятников древнего Востока, изображены с такою точностью и с такими подробностями, которые свойственны только писателю очевидцу, а таким именно и был Моисей. О Моисее, как писателе первых пяти книг Библии, говорит предание иудейской Церкви: признавали Моисея писателем Сам Иисус Христос и апостолы.
Полагают, что название «Пятикнижие» дано книгам Моисеевым Семидесятью толковниками. Можно думать, что им же принадлежат и те названия отдельных частей или книг закона Моисеева, которые приняты в греческой, а от неё и в славянско-русской Библии: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие.