Богослужебное употребление книги Исход

 

В богослужении книга Исход имеет широкое употребление. На первое место следует поставить песнь Моисея по переходе евреев через Чермное море (гл. 15), которая послужила основной частью для первой книги канона утреннего богослужения Православной Церкви.

В качестве же паремий из книги Исход читаются:

1 и 2 главы (о рабстве евреев в Египте, рождении, воспитании, о бегстве Моисея) — на вечернях в первые три дня Страстной седмицы;

2, 5-10 (о спасении младенца Моисея из воды) — 18 января, 3, 1-8 (о явлении Бога Моисею в купине) — 7 апреля;

4, 15-29 (о встрече Моисея с Аароном перед отправлением в Египет и явлении их перед израильтянами в Египте) — 18 января;

12, 1-11 (об установлении Пасхи) — на вечерне великой субботы;

12, 51; 13, 1-3, 10, 12-16 (об избавлении первенцев еврейских от избиения пред выходом евреев из Египта и посвящении первенцев Богу) — в праздник Сретения Господня;

13, 20-22 и 15, 1-19 (о столпе огненном и облачном и песни Моисея по переходе евреев через Чермное море) — на вечерне великой субботы;

15, 22-27; 16, 1 (об услаждении древом горьких вод Мерры) — 18 января и в праздник честному Кресту;

19, 10-19 (о приготовлении евреев к вступлению в завет с Богом перед Синайским законодательством) — на вечерне в великий четверток;

24, 12-18 (о новом воззвании Моисея на гору Синай для принятия законов) — 6 августа и в праздники Господние;

33, 13-23 (о ходатайстве Моисея за народ и просьбе его явить ему славу Божию) — на вечерне Великой пятницы и 19 августа (в этот раз с присоединением фрагмента 34,4-8 — об откровении славы Божией Моисею);

34, 1-5, 9, 10, 16, 34, 35 (о явлении славы Божией Моисею, восстановлении Завета и лучезарной славе Моисея) — 4 декабря.

6. Призвание Моисея для освобождения евреев

от египетского порабощения (Исх. З)