Стихи 3-14

Господь называет установленный Им праздник Пасхою (евр. «песах»).

Объясняя затем значение праздника, Господь говорит, что Он этою ночью пройдет землю египетскую, поразит всех первенцев Египта — от человека до скота и над всеми богами египетскими произойдет суд, под чем можно понимать поражение обоготворяемых египтянами животных, или согласно c иудейским преданием — чудесное сокрушение египетских идолов. Кровь же пасхального агнца на домах евреев будет знамением, по которому Господь «пройдет мимо их» (евр. «песахти», по-славянски «покрываю вы» — последний перевод, до некоторой степени, выражает другое скрытое в слове «песах» понятие — пощады). Таким образом, слово Пасха означает, в ближайшем смысле, «прохождение мимо», но в то же время по своим последствиям установляемое празднество было избавлением, помилованием евреев в лице их первенцев.

Праздник Пасхи называется вечным установлением в том смысле, что он совершался до конца времен ветхозаветных. Кроме того, он является вечным в собственном смысле, ибо новозаветная Пасха, прообразом которой был пасхальный агнец, будет совершаться вечно.

Жертву пасхального агнца можно рассматривать в ближайшем историческом значении — в отношении к евреям и в духовно-таинственном прообразовательном значении — в ряду ветхозаветных прикровенных указаний на устроение нашего спасения, совершенное Господом Иисусом Христом.

В ближайшем историческом отношении пасхальный агнец имел значение жертвоприношения (Исх. 12, 27, ср. 34, 25), совершенного евреями, оставляющими Египет. Обряды, сопровождавшие эту жертву, указывали на нее, как на благодарственно-умилостивительную жертву, заклание агнца и помазание кровью его домов представляло как бы выкуп за еврейских первенцев (ст. 27). Вкушение же пасхального агнца всеми членами семьи должно было изображать единение верующих с Богом через жертвенную трапезу, подобно тому, как для членов Церкви новозаветной таинство Евхаристии есть приобщение Телу и Крови Христа.

Неквашенный хлеб (ст. 3) служил напоминанием быстрого исшествия из Египта, горькие травы были воспоминанием той горькой доли, от которой избавил израильтян Господь. Таинственно-прообразовательное значение пасхального агнца указано самим Писанием. По словам святого апостола Павла, Моисей «верою совершил он Пасху и пролитие крови, дабы истребить первенцев не коснулся их» (Евр.11, 28). Из этих слов видно, что совершение Пасхи должно было сопровождаться верою в Искупителя и потому пасхальный агнец прообразовал Христа Спасителя, Который, по словам Иоанна Крестителя, есть «Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1, 29) — по словам Тайновидца «агнец, заколенный от сложения мира» (Апок. 13, 8). Подобно тому, как кровь пасхального агнца спасла от истребления еврейских первенцев, так все человечество, по словам святого апостола Петра избавлено «от суетной жизни и драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого агнца, предназначенного ещё прежде создания мира, появившегося в последние времена для Вас» (1 Петр. 1, 18-20). Таким образом, пасхальный агнец прообразовательно указывал на новозаветную Пасху — на искупительные страдания Христа: «Пасха наша, Христос, — говорит Апостол, — заклан за нас» (1 Кор. 5, 7).

В силу такого общего духовно-таинственного значения жертвы пасхального агнца и частные обряды этой жертвы имели прообразовательное значение. Так, несокрушение костей пасхального агнца (ст. 10), по изъяснению евангелиста Иоанна, прообразовательно указывало на несокрушение голеней распятому Христу Спасителю (Ин. 19, 31-36).

Святая Церковь в своих песнопениях выразила это понимание таинственного значения Пасхи. «Желающие, — взывает Она к своим чадам, — Божественныя Пасхи причастится, не от Египта, но из Сиона грядущия, греховный квас отъимем покаянием; препояшим чресла наша умерщвлением страстей; украсим ноги сапогами, возбранительными от всякого дела лукаваго, и утвердимся палицею веры» (Стихира на стиховне в четверг первой недели поста на повечерии).