Стихи 30-31

Ближайшее историческое значение чудесного перехода евреев через Чермное море священный писатель, во-первых, указывает в том, что этим переходом Израиль окончательно избавился от египетского порабощения (30 стих). Во-вторых, совершившимся чудом укрепилась вера народа: «И увидели израильтяне руку великую, которую явил Господь над египтянами, и убоялся народ Господа, и поверил Господу» (31 стих). В-третьих, в глазах евреев утвердился авторитет вождя их Моисея. Наконец, чудесный переход Израиля через море, показав великое могущество Господа, привел в страх и трепет окружающие языческие народы, как об этом свидетельствует сам Моисей в песне, воспетой по переходе (15, 14-15), и как говорит об этом Раав блудница Иерихонским соглядатаям (Иисус Навин 2, 9).

Кроме своего ближайшего исторического значения чудесный переход через Чермное море имел и таинственно-прообразовательное значение. По словам Апостола, это чудесное событие прообразовало новозаветное крещение: «все крестились в Моисея в облаке и в море», — говорит Апостол о евреях (1 Кор. 10, 2). Подобно тому, как Израиль чудесным переходом избавился от рабства египетского и уверовал в Бога, так в водах новозаветного крещения человек избавляется от рабства греху и диаволу и получает силы к новой жизни. По словам церковной песни «Облак древле и море божественного проображаху крещения чудо, в них же древния крестишася исходяще законии людие: море же бе образ воды, и облак Духа» (тропарь по седьмой песни канона Богоявления). Кроме того, в переходе евреев через Чермное море Святая Церковь усматривает прообраз Пресвятой Девы Марии. По словам Богородична пятого гласа «В Чермном мори неискусобрачныя Невесты образ написася иногда. Тамо Моисей разделитель воды: зде же Гавриил служитель чудесе. Тогда глубину шествова немокренно Израиль: ныне же Христа роди бессеменно Дева. Море по пришествии Израилеве пребысть непроходно. Непорочная по рождестве Еммануилеве пребысть нетленна».

 

11. Благодарстренная песнь Моисея по переходе через
Чермное море (Исх. 15, 1-21)