Стихи 18-23

Обращаясь с молитвою к Богу: «покажи мне славу Твою» Моисей очевидно желал, чтобы явлением Своей славы Господь ясным и очевидным образом засвидетельствовал Свое благорасположение к Моисею и народу, показал, что преступление народа в поклонении тельцу забыто, нарушенный завет вновь восстановлен и народ опять может считать себя под особенным покровительством Господа.

Но что разумел Моисей под славою Господа? В общем смысле в словах Моисея выразилось желание, чтобы Господь показал ему Свое божественное существо — особым, видимым и осязательным образом явил Свое присутствие среди народа. Но Моисей знал, что Господь явит видимым образом полноту Своей славы (Кол. 2, 9) в спасении человека через Мессию. Поэтому в словах Моисея, обращенных к Господу «покажи мне славу Твою», можно видеть не простое желание удостовериться в помиловании и прощении согрешившего Израиля, но пророческую пытливость (ср. 1 Петр. 1, 10-11), желающую проникнуть в тайну помилования и спасения всего человечества через Мессию. Такое понимание просьбы Моисея основывается на указании святого апостола Павла, который слова Господа, сказанные в ответ Моисею «кого помиловать, помилую, кого пожалеть, пожалею» объясняет в смысле неизменности божественного предопределения о спасении людей через Мессию (Рим. 19, 15-16).

Обещаясь показать Свою славу, провозгласить Свое таинственное имя Иеговы (слав. «и воззову о имени Моем, Господь пред Тобою») указать на Свои правосудно-милостивые свойства, Господь говорит в то же время, что человек не может видеть лица Божия и остаться в живых. В общем смысле слова Господа указывают на то, что по ограниченности своей природы человек не может видеть и постичь существа Божия во всей его полноте (Ин. 1, 18; Тим. 6, 16). С другой стороны, отвечая Моисею, желавшему проникнуть в тайну воплощения Сына Божия, что он не может видеть лица Божия, Господь хочет узнать, что эту тайну во всей ее полноте не суждено было познать ветхозаветному человечеству, которое могло созерцать только тень грядущих благ, а не самый образ вещей (Евр. 10, 1; Кол. 2, 17). Моисей должен был созерцать славу Божию под покровом скалы (слав. «в расселине камене») покрытой рукой Господа, видеть не лицо, а «задняя Божия», то есть как бы отблеск Божества, но не самое сияние Его, в отношении же к тайне искупления — видеть ее не во всей полноте, а созерцать только некоторое очертание, тень будущего спасения людей. «Каменем покрывся, — поет о Моисее Святая Церковь, — не видел еси лица Божия яко утаена, о боговицче, воплощение же познал еси Слова, яко задняя» (тропарь по пятой песни канона 18 сентября).

14. Восстановление Завета и прославление Моисея (Исх. 34)