Стихи 1-10

Для полноты восстановления нарушенного завета Господь повелел Моисею вытесать две новые каменные скрижали и утром взойти с ними на гору, обещаясь написать на них слова, которые были написаны на первых скрижалях, разбитых Моисеем, когда он увидел поклонение евреев золотому тельцу (стихи 32, 19).

Никто не должен был подниматься с Моисеем на вершину горы (1-3 стихи). На утро другого дня, вытесав две новые скрижали, Моисей взошел на гору. Господь сошел сюда в облаке и остановился близь Моисея (слав. «предста ему тамо Моисею»), это явление Бога Моисею было исполнением просьбы, ранее обращенной им к Господу «покажи ми славу Твою» (38, 18). Явившись Моисею, Господь провозгласил Свое имя Иегова (слав. «и призва именем Господним») — имя, указывавшее на вечность и неизменность Господа (стихи 3, 14-15). Вместе с этим Господь благоволил открыть и другие свойства Своего существа — милосердие и правосудие. Господь назвал себя Богом щедрым и милостивым, долготерпеливым и многомилостивым, творящим милости «в тысящи», отъемлющим беззакония, и неправды, и грехи. Эти свойства безмерной («в тысящи») милости Господа выражались ближайшим образом в прощении согрешившего и раскаявшегося народа еврейского, а в высочайшей степени имели выразиться в искуплении всего человечества от греха и духовной смерти через Христа Спасителя, как на это указывалось в объяснении предыдущей главы. Но будучи милостивым, Господь является в то же время Богом истинным, не оставляющим виновных без наказания, наводящим грехи отцов на чада, на чада чад, до третьего и четвертого рода. Таким образом, божественное правосудие, противопоставляемое безмерному милосердию, является простирающимся только до третьего и четвертого рода.

С благоговением поклонившись Господу, Моисей умолял Его простить грех народа, по-прежнему руководить им: и Господь дает обещание восстановить нарушенный евреями закон, вновь взять под Свое покровительство народ и явить среди него великие знамения и чудеса (4-10 стихи).