На втором году по выходе из Египта, перед уходом израильтян от горы Синая, Господь дает повеление исчислить колена израильские. Исчисление было произведено Моисеем и Аароном при помощи 12 мужей, указанных по одному из 12 колен (колено Левиино было исчислено из общего исчисления и оно было изочтено впоследствии отдельно; см. главы 3-4, ввиду особого назначения этого колена — служить при скинии).
В счет входили кровные израильтяне — мужчины, от 20 лет и выше, то есть способные носить оружие. Таковых оказалось 603550 человек.
Блаженный Феодорит указывает, что цель исчисления состояла в том, чтобы показать истину божественного обетования об умножении потомства Авраама при освобождении от египетского рабства (Быт. 15).
8. Вторичное исчисление народа (Числа, 26)
Это исчисление было произведено в конце странствования евреев по пустыне — при подходе к земле обетованной. Цель исчисления — дать возможность точно сообразоваться с количеством людей в каждом колене при предстоящем завоевании и разделе земли обетованной. Порядок исчисления был прежний, то есть сосчитывались лишь кровные израильтяне, мужского пола, от 20 лет и выше, за исключением левитов, сочтенных отдельно.
При этом исчислении исполнения грозного определения Божия о том, что всё взрослое поколение, вышедшее из Египта, не войдет в землю обетования (см. ниже — обзор 14 главы) стало очевидным, в числе сосчитанных израильтян не оказалось никого из представителей этого поколения, за исключением Иисуса Навина и Халева, до конца сохранивших веру. Но и новое поколение, выросшее в пустыне, несмотря на трудности путешествия, оказалось почти столь же многочисленно как и вышедшее из Египта: 601730 человек. В этом сказалось божественное промышление об избранном народе.
8. Обет назорейства и слова священнического благословения
(Числа, 6)
Слово «назорей» образовано из еврейского «назир»(отдельный, особый — в смысле освящения). Под обетами назорейства известны такие, которые принимались человеком в целях служения Господу, с принятием на себя некоторых лишений для достижения чистоты и святости.
Назорей должен был воздерживаться от всего охмеляющего, не стричь волос и не прикасаться к мертвым, хотя бы те были ближние родственники (прикосновение к мертвым в Ветхом Завете считалось осквернением, ибо смерть — следствие греха). Ветхозаветные назореи отчасти подобны новозаветным инокам, также ограничивающим свои потребности и стремящихся к частоте и святости. Главное отличие состоит в том, что обет назорейства мог приниматься на известный срок (пожизненные назореи были по-видимому редки, известны: Самуил, Самсон и Иоанн Креститель).
В стихах 22-27 указываются слова, заповеданные Господом, при благословении ветхозаветным священникам. В этих словах троекратно призывается имя Господа, что помимо полноты призываемых благ, указывает на троичность Лиц Божества. Первая часть благословения («Сохранит тя») относится к Первому Лицу Святой Троицы — Богу Отцу и Промыслителю. Вторая часть благословения («помилует тя») призывает Второе Лицо Святой Троицы Сына Божия, как Искупителя и Судию. Третье Лицо Святой Троицы призывается в третьей части благословения, когда испрашивается мир душевный — следствие благодатных даров Духа Святого («да даст ти мир»).
Некоторые толковники в словах («да возложит имя Мое на сыны Израилевы», стих 27)видят указание на особое символическое действие, подобное новозаветному именославному благословению.