Осуждение народа на 40-летнее странствование по пустыне

 

Устрашенный рассказами соглядатаев, народ поднял плач и ропот на Моисея и Аарона, сожалея о своем выходе из Египта. Возмутители решились даже побить камнями своих вождей, вместе с Иисусом Навином и Халевом, поставить новых начальников и возвратиться конечно в Египет, но были остановлены явлением славы Господней в скинии.

Господь открыл Моисею Свое намерение окончательно истребить малодушный народ и произвести от Моисея новый — более многочисленный и сильный. Лишь по горячей молитве Моисея Господь пощадил евреев, но определил, что все поколение‚ вышедшее из Египта в возрасте 20 лет и выше, не войдет в землю обетования, за исключением Иисуса Навина и Халева. Остальные 10 соглядатаев, проявившие малодушие и неверие в Божественную помощь, были поражены смертию немедленно.

Когда Моисей передал евреям божественное определение, они проявили новое безрассудство, вопреки воле Божией и увещеваниям Моисея, решились силою войти в землю обетования, но были обращены в бегство хананеями.

14. Возмущения Корея. Дафана и Авирона (Числа‚ 16)

 

Корей, потомок Левия, Дафан, Авирон и Авнан, потомки Рувима, восстали против Моисея и Аарона. К ним присоединились 250 мужей, начальников общества, людей именитых (1-3 стихи). С одной стороны‚ это было возмущение левитов против священного первенства Ааронова, с другой — это было гражданское возмущение рувимлян против Моисея, как вождя и правителя народного. Корей добивался священства, рувимляне — политической власти.

Различен и характер казней, постигших возмутителей. Корей с 250 сообщниками поражается у скинии огнем от Господа, Дафан и Авирон со своими семьями поглощаются землей.

На другой день все общество сынов Израилевых возроптали на Моисея по поводу казни, постигшей возмутителей, имевших, очевидно, многочисленных сторонников. Новою казнию, прекратившейся по молитве Моисея и Аарона, были поражены 14700 чел.

15. Жезл Ааронов (Числа‚ 17)

 

Для прекращения ропота среди Израиля против иерархических преимуществ рода Аарона Господь повелел Моисею взять 12 жезлов от 12 колен израилевых и от Левия жезл с именем Аарона. Жезлы были положены в скинии откровения.

На другой день оказалось, что жезл Аарона пустил почки, процвел и принес миндали. По повелению Господа жезл был положен в скинии перед ковчегом откровения для сохранения и в знаменование для непокорных.

В духовно-таинственном смысле сухой, потом прозябший жезл Ааронов прообразовал рождение от Пречистой Девы Марии Христа Спасителя. «Жезл Ааронов прозябший, — поет Святая Церковь, — иже от Иессеа преображаше израстий корень, Тя Пречистую, дает миру воссиявшую Богу воплощенна» (богородичен по первой песни канона 23 апреля).

16. Жертва рыжей телицы (Числа‚ 19)

 

В первых десяти стихах этой главы описываются обряды жертвы рыжей телицы; в стихах 11-16 перечисляются случаи осквернений, очищаемых пеплом этой жертвы и в стихах 17-22 указывается способ очищения оскверненных людей и вещей при посредстве пепла жертвы в соединении с очистительной водою.