Стихи 9-22

Все виды ложных прорицателей и чародеев, как-то вызывающие духов и вопрошающие мертвых и т.п., должны быть казнены смертью, потому что все такие люди, как обманщики, мерзки перед Господом, как и слушающие их. Но народу избранному должно быть чуждо чародейство, волхование и все ложнопророчество, исходящее от дьявола. В среде его должна храниться истина божественная и для утверждения Господь дает обетование о Высочайшем Пророке, имеющем прийти впоследствии. Господь сказал Моисею: «Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему; а кто не послушает слов Моих, которые (пророк тот) будет говорить Моим именем, с того я взыщу» (стихи 18-19).

Под обетованным пророком, подобным Моисею, нельзя разуметь ни приемника последнего Иисуса Навина, ни позднейших пророков.

При всей высоте личности Иисуса Навина его нельзя разуметь в данном случае по ясному указанию Священного Писания, в последней 34 главе книги Второзакония позднейший священный писатель (может быть сам Иисус Навин или составитель священного канона Ездра) замечает, что после Моисея народным вождем стал Иисус Навин; но при этом: «не было более у Израиля пророка такого, как Моисей» (стих 10). Второе предположение об отнесении этого обетования к какому из позднейших пророков нельзя принять потому, что все последующие пророки не были подобны Моисею. Сам Господь выделяет его из ряда дальнейших пророков (Чисел 12, 6-8).

Новозаветное Писание ясно указывает, что под обетованным пророком разумеется Мессия — Христос Спаситель. В третьей главе Деяний Апостольских повествуется, что после исцеления хромого при красных воротах храма святой апостол Петр обратился в Соломоновом притворе с речью к народу о наступивших по предсказанию пророков временах Мессии и приводит слова Втор. 18, 18-19 о пророке, подобном Моисею (Деян. 3, 20-24). Первомученник архидиакон Стефан в своей предсмертной речи к иудеям относит это пророчество также ко Христу Спасителю (Деян. 7, 37).

Сам Христос Спаситель засвидетельствовал, что Моисей писал о Нем (Ин. 5, 46), (Лк. 24, 44) и народ в Лице Христа Спасителя видел пророка, грядущего в мир (Ин. 6, 14).

Пророком, подобным Моисею, Мессия называется потому, что Он явился в мир, чтобы возвестить волю Божию‚ и служение Его имело много сходственных черт со служением Моисея, который был прообразом Мессии. Особенная близость Моисея к Господу (Чисел 12, 6-8) предуказывала близость Христа Спасителя, как Сына к Богу Отцу (Евр. 3, 2, 5-6). Моисей был ходатаем (посредником) Ветхого Завета между Богом и народом еврейским (Гал. 3, 19). Христос был Ходатаем Нового Завета для всего человечества (Евр. 12, 24). Как Моисей освободил Израиля от рабства египетского, так Христос Спаситель освободил все человечество от рабства греху и дьяволу. Как через Моисея дан был закон для ветхозаветного человека, так через Христа Спасителя новозаветному человеку дан закон благодати (Ин. 1, 17).

9. Различные законы (Втор. 21)

 

Эта глава книги Второзакония должна быть отмечена как излагающая некоторые обряды, имеющие связь с событиями евангельской истории.

Так, в частности, в стихах 1-9 излагается закон о неизвестно кем убитом человеке. Если будет найден труп его, то старейшины ближайшего города должны привести в дикую, неразработанную и незасеянную долину телицу, на которой доселе не работали, и с помощью священников заколоть её здесь. Затем над головою телицы они омывают руки в знак непричастности к совершенному преступлению и просят Бога о не вменении народу греха пролитой человеческой крови.

Ко времени Христа Спасителя подобный обычай, возможно, существовал и у римлян, потому что Пилат, чтобы засвидетельствовать свою невиновность в убиении Иисуса Христа, «умыл руки перед народом» (Мф. 27, 24).

Указанный в 21, 1-9 Закон Моисея был направлен к тому, чтобы внушить уважение к человеческой жизни и страх ко греху убийства. Но ожесточение евреев явилось причиною того, что этот закон стал основанием их осуждения. В ослеплении злобою к ненавистному Праведнику, они ответили Пилату: «Кровь Его на нас и на чадах наших»(Мф. 28, 25).

Другой закон, излагаемый в стихах 22 и 23 рассматриваемой главы, говорит о погребении казненных и также имеет отношение к искупительному подвигу Христа Спасителя. По смыслу этого закона, тела повешенных преступников должны быть погребены в день казни и не оставаться на ночь, дабы не осквернялась ими земля обетования, ибо проклят перед Богом всяк повешенный на дереве. Поэтому и Господь наш Иисус Христос, искупая человека от законной клятвы, Сам был «по нас клятва» (Гал. 3, 13) и повешен на древе крестном, приняв на Себя грехи мира.

10. Закон об ужичестве (Втор. 25, 5-10)

 

На бездетной вдове обязан был жениться брат покойного и рожденные дети носили имя умершего. Если деверь отказывался исполнить закон ужичества, вдова, в присутствии старейшин, снимала сапог с его ноги, плевала ему в лицо и говорила при этом: «так поступают с человеком, который не созидает дома брата своему во Израиле». За оскорблением оставалось позорное прозвание «дом разутого».

Этот закон отображал ожидание Мессии, рождение Которого от своего потомства было мечтою каждого израильтянина. Поэтому бездетность считалась позором и наказанием Божиим и умирающий без потомства испытывал как бы вторую смерть. В целях поддержания братолюбия и дан изложенный в стихах 5-10 закон ужичества.

11. Закон проклятия и благословения (Втор. 27)

 

Моисей заповедует, чтобы евреи, вступив в землю обетованную, совершили на горах Гевал и Гаризим особый знаменательный обряд. Они должны были поставить на горе Гевал большие камни, обмазать их известью, написать на них слова закона, устроить здесь из нетёсанных цельных камней жертвенник и вознести на нем жертвы. Затем шесть колен (Симоново, Левино, Иудино, Исхарино, Иосифово, Ефремово и Манассиино и Вениаминово) должны стать на горе Гаризим для произнесения благословения, а остальные шесть колен ¾ на горе Гевал для произнесения проклятий (1-13 стихи). Здесь перед всем Израилем Левиты должны во всеуслышание возгласить проклятие всем нарушителям закона, идолопоклонникам, не уважающим родителей, нарушающим между ближним, сбивающим слепого с дороги, извращающим суд, прелюбодеям, развратникам, убийцам и вообще неисполнителям закона. На каждое из этих проклятий народ должен отвечать: «буди» «аминь» (14-26 стихи).

Этот обряд был указан для внушения ревности к закону Божию. Кроме того он, по толкованию святых отцов, предизображал последний суд, когда Спаситель во втором пришествии Своем отделит праведных от грешных и одних благословит, а других поразит проклятием.

 

12. Благословение исполнителям закона Божия

и проклятие нарушителям его (Втор. 28)