Стихи 15-68

В том случае, когда Израиль не будет исполнять заповедей Господа, многочисленные проклятия придут на народ (15 стих). Неудачи в городских промыслах и полевых занятиях (16 стих), лишение плодородия и чадородия (17-18 стихи), неудачи вообще в деятельности и различного рода бедствия будут следствием отступления Израиля от Господа (19-20 стихи). Страшные опустошительные болезни — моровая язва (слав. «смерть»), чахлость («'неимение»), горячка («огневица»), лихорадка («стужа»), проказа египетская, короста и чесотка постигнут Израиля (21, 22, 27, 35 стихи), необычайные физические бедствия — засуха (слав. «убийство»), палящий ветер и мгла сделают небо над головою Израиля медным, а землю под ним железною, вместо благодетельного дождя будут падать с неба на землю пыль и прах (23-24 стихи). Все эти бедствия и телесные, и природные потрясут рассудок народа, он будет поражен сумасшествием (слав. «неистовство»), духовным ослеплением сердца (слав. «исступлением ума»); духовно-ослепленный Израиль будет днем ходить ощупью, ища истины и не находя её (28-29 стихи). Враги будут господствовать над Израилем и отнимать его собственность: жену, дом, землю, скот, детей (25-26, 30-33 стихи). Израиль сойдет с ума (слав. «будет изумлен») от этих бедствий (34 стих). Наконец, лишенный политической самостоятельности и плененный народ сделается примером наказания, притчею и посмешищем среди других народов (36-37 стихи).

Израиль потеряет своё значение: пришелец будет возвышаться над ним, а богоизбранный народ будет опускаться ниже и ниже (38-44 стихи). Эти страшные проклятия, постоянно преследуя народ, будут вечным указанием того, что Израиль не служил верно Господу Богу Своему (45-47 стихи). Враги в лице отдаленного жестокого народа, налетят подобно орлам, все опустошат, осадят города Израиля, так что народ будет есть своих детей (49-55 стихи). В это тяжелое время, женщина, жившая в неге и роскоши, которая не привыкла ходить по земле, будет есть свой послед и рожденных ею детей (56-57 стихи). Пораженный страшными бедствиями, умаленный в числе (58-62 стихи) Израиль будет извержен из своей отечественной земли (63 стих), рассеян по всем странам мира (64 стих), будет скитаться и постоянно трепетать за свою жизнь (65-67 стихи). Для Израиля как бы вновь настанут времена порабощения египетского; народ будет продаваться в рабство и при этом не будет покупаться (68 стих).

С точностью исполнились над Израилем все эти пророческие проклятия Моисея. Израиль, сделавшийся главою окружающих народов в блестящие царствования Давида и Соломона, впоследствии, когда оставил истинного Бога и обратился в идолопоклонство, лишился отечественной земли, был пленен язычниками, сделался придатком народов.

Земля обетованная, текущая млеком и мёдом, обратилась в пустыню, над которой медное небо и земля которой железна. Своё духовное ослепление Израиль показал, отвергнув истинного Мессию, явившегося на земле. Это ослепление, подобно покрывалу, доселе лежит на сердцах сынов Израиля и не дает им видеть истину (Рим. 11, 7-10, 2 Кор. 3, 14-16).

С особенною подробностью и обстоятельностию Моисей описывает будущее порабощение Израиля врагами, которые возложат на него «ярем железен» (48 стих). История оправдала пророчества Моисея. После разделения царства Еврейского на два царства — Иудейское и Израильское, когда народ еврейский все более и более уклонялся от истинного Бога, суд Божий начал совершаться над богоотступным народом.

Прежде всего пало от меча ассириан царство Израильское, а жители этого царства были переселены в ассирийские области (ок. 720 г. до Р.Х.). Спустя около 130 лет пало и царство Иудейское, завоеванное вавилонским царем Навуходоносором, и иудеи были отведены пленниками в Вавилон. Через 70 лет евреи были освобождены из плена персидским царем Киром и, возвратившись в Палестину, через некоторое время должны были вести долгую и упорную борьбу с греко-сирийским царством, снося временами тяжелую зависимость от языческих угнетателей.

В эти времена, особенно в гонение Антиоха Епифана‚ весьма многие изменили своей вере и стали кланяться идолам, оправдывая соответствующее пророчество Моисея (64 стих). Подпав затем незадолго до Р.Х. в зависимость от римлян, евреи окончательно потеряли политическую самостоятельность, когда Иерусалим и второй храм в 70 году были разрушены римлянами и евреи рассеяны по всей земле.

В своём пророческом созерцании будущей судьбы еврейского народа Моисей не различает в отдельности все эти порабощения, объединяя в одной целостности картины те великие бедствия и страдания, которые должен был перенести его народ. Но каждый отдельный период его истории явился оправданием пророчества Моисея. Нельзя не отметить, что предреченные Моисеем страшные бедствия и необыкновенный голод имели место при нечестивом царе израильском Иораме (4 Цар. 6, 24-30), при осаде Иерусалима Навуходоносором (Пл. Иер. 2, 20; 4, 10, Вар. 2, 2-3) и римским полководцем Титом, когда, по свидетельству иудейского историка Иосифа Флавия, осажденные иудеи гибли в стенах своей столицы, и доведенные до крайности, питались нечистотами и поедали своих детей.

Достойно замечания, что все исчисленные проклятия Божия должны остаться на отверженном Израиле и семени его «во век», как знамение и указание для прочих народов (46 стих).

13. Обещание помилования народа в случае его раскаяния

и указание на исполнимость закона Божия (Втор. 30)

 

В том случае, когда Израиль образумится бедствиями, раскается и обратится к Богу, Господь помилует народ и вновь ниспошлет Свои блага (1-9 стихи).

Для Израиля не трудно исполнять заповедь, данную ему, которая, заключая в себе мудрость и счастье, недалеко от него и доступна ему, она не на небе, не за морем, но на устах и в сердце человека, чтобы последний мог исполнять её. Моисей этим говорит, что вечные вложенные в сердце человека вместе с образом Божиим заповеди добра и истины выражены для Израиля в форме человеческого слова и ему не требуется даже усилий, чтобы понять тайный голос души человеческой. Так заключает Моисей свои речи к народу. Израилю предложены жизнь и смерть, добро и зло, благословение и проклятие (15-19 стихи). Исполняя заповеди, народ будет благоденствовать, при их нарушении его постигнут страшные бедствия (16-20 стихи).