История Сербской Церкви XI-XV вв.

Теперь поговорим о Сербии того времени. Основателем Сербского государства является св. Стефан или в монашестве Симеон (Неманя). Упоминается он чаще как Симеон и изображается на иконах со св. Саввой (своим сыном). Он является основателем династии Неманичей. Св. Стефан объединил сербские земли, политически лавируя между Византией и Западом. Он был признан в Византийской империи как сербский король, но вступал в союз и с Венграми, для того чтобы и перед Западом считать себя легитимным. Сын св. Стефана Растько еще в молодости подстригся в монахи в Свято Пантелеимоновом монастыре на Афоне, позже он перешел в Ватопед. Надо сказать, что его желание постричься встретило непонимание со стороны отца, который даже пытался насильно вернуть его в Сербию и для этого специально поехал на Афон в Пантелеимонов монастырь. Но, когда Растько узнал, что его отец прибыл на Афон, с целью вернуть его домой, то он попросил игумена быстро его постричь. Он был пострижен в одном из храмов обители, и родитель, приехавший забрать сына, увидел его уже в ангельском чине. Св. Стефан Неманя не только смирился с пострижением своего сына, но и сам решил последовать его стопам, оставив второму своему сыну Стефану царство, они вместе с супругой постриглись в монашество. Причем сам Стефан Неманя и его сын, принявший монашеское имя Савва устроили на Афоне сербский Хилендарский монастырь, в котором и преставился св. Симеон, то есть Стефан Неманя, принявший в монашестве это имя. Св. Симеон называется еще мироточивым, потому что из его мощей обильно истекало миро. Его мощи в 1183г. были торжественно перенесены в Сербию в Свято – Успенский монастырь на р. Студеница, и там был даже устроен специальный желоб, по которому от мощей св. Симеона стекало это миро. Но, к сожалению, это миро очень скоро перестало истекать, как говорили сербы: «За наши грехи».

Св. Савва устроил в Сербии Жичский монастырь. И в 1219г. св. Савва отправился к византийскому (никейскому) императору с просьбой о разрешении автокефалии Сербской Церкви. Император, дав согласие на автокефалию, настоял, чтобы сам св. Савва принял архиепископство. Таким образом, в 1219г. была устроена автокефальная Сербская архиепископия, и св. Савва стал первым Сербским архиепископом.

Сам св. Савва короновал своего брата Стефана, названного поэтому - Первовенчанным. Надо заметить, что св. Савва не только сам короновал брата, но, кроме того, он отправил посольство к Римскому папе с просьбой прислать такую же корону. Папа прислал корону, но это не стоит рассматривать как некую унию, такой шаг был предпринят из чисто политических соображений, чтобы св. Стефана Певовенчанного признал, прежде всего, венгерский король и весь западный мир, как законного короля. Св. Савва скончался в болгарском г. Тырнове, в тогдашней столице Болгарии.

Преемник св. Саввы св. архиепископ Арсений устроил монастырь в местечке Печь, и в 1253г. перенес туда кафедру, где она пребывает до настоящего времени. Печская архиепископия, а с 1346г. Патриархия, которая только в 1374г. была признана Константинополем.

В конце XIII начале XIVвв. Сербией правил Стефан Урош II Милутин. Он устроил монастырь Благовещения в Грачаницах. При нем было построено более чем 40 храмов. В это время архиепископом Сербским был св. Евстафий. Вообще очень много сербских государей носили имя Стефан. Стефан Урош II Милутин один из преемников Стефана Первовенчанного известен еще одним не совсем достойным поступком – ослеплением своего сына Стефана Дечанского. Стефан Милутин сначала был женат на болгарской принцессе, а затем он вступил в союз с Андроником Старшим и закрепил этот союз браком с его дочерью. После того как эта дочь родила ему сына Владислава, с ее стороны начались интриги против старшего сына Стефана Милутина тоже Стефана Дечанского. В результате этих интриг Стефан Дечанский был ослеплен, но он был прославлен Церковью как великий святой. Стефан Дечанский был глубоко молитвенным человеком, и после того как его ослепил его отец, он с этим внутренне смирился, много молился, ему было явление свт. Николая, который показал ему руку и сказал: «Не печалься, Стефане, очи твои у меня», затем открыл руку, в которой лежали глаза. Вскоре, после того как Стефан Дечанский был отправлен в Византию и там очень полюбился Андронику Старшему, он неожиданно для всех прозрел: ему было новое явление свт. Николая, который сказал: «Теперь пришло время для тебя видеть». Но Стефан Дечанский, чтобы не было осложнений, долго скрывал от всех возвращение ему зрения, носил черную повязку. Через несколько лет, после того как отец св. Стефана с ним примирился, он открыл, что видит, и была общая радость. Историки пытаются объяснить этот факт тем, что Стефана ослепили, но «не совсем», хотя это абсурд. Много было ослеплений в истории Руси, Сербии и Греции, но таких чудес было мало. Св. Стефан Дечанский после кончины своего отца вступил в управление королевством Сербии и устроил монастырь Дечаны в своем имении.

В это время в Византии возникла междоусобица между Андроником Старшим и Андроником Младшим и св. Стефан Дечанский тоже принял в ней участие на стороне Андроника Старшего, с которым он был в дружеских отношениях. А болгарский царь Михаил, который сначала был женат на сестре св. Стефана Дечанского, а потом, отказавшись от нее, женился второй раз, тоже принял участие в этой войне, но на стороне Андроника Младшего. Так возникла междоусобная война между Сербией и Болгарией. В этой войне Михаил потерпел полное поражение, и таким образом Болгария при Стефане Дечанском была на время завоевана Сербией. Военачальником сербской армии в это время был очень воинственный сын Стефана Дечанского тоже Стефан Душан, который по причине интриг, окружавших его, решился на такое злодеяние как убийство своего отца св. Стефана Дечанского. Так что св. Стефан под конец жизни в 1331г. принял мученический венец. Стефан Душан стал единым правителем Сербии. Надо сказать, что время Стефана Душана – это время наивысшего политического расцвета Сербии, но в то же время оно явилось началом конца Сербии в политическом отношении. Стефан Душан присоединил к Сербии многие Греческие территории, в частности Македонию, вместе с Охридской архиепископией, причем он изгнал всех греческих епископов и поставил сербских. В 1346г. при участии Тырновского Патриарха, тоже зависимого от Стефана Душана в Печи архиепископ Сербский был возведен в ранг Патриарха. То есть 1346г. – это время начала патриаршества Сербии, правда не совсем законного, потому что только в 1374г. Печская Патриархия была признана Константинополем. Таким образом, Стефан Душан достиг наивысшего политического величия и стал подумывать о Константинополе, стал именовать себя императором сербов и ромеев, как и Римский император. Как вы видите уже второй правитель, если не считать Грузии величает себя императором ромеев. Сначала это был болгарский царь, затем правители Грузии после захвата Трапезундской империи и установления контроля над ней тоже считали себя некоторыми преемниками византийских императоров. Теперь и сербский краль возводит себя в императорское достоинство. Эта идея настолько завладела его умом, что он присвоил всем своим вельможам византийские титулы, устроил двор по образу Византии и даже по примеру Византии разделил свою империю на некоторые фемы, хотя это уже была совершеннейшая глупость (фемы – области административного управления в Византийской империи).

Необходимо отметить, что в то время из всего православного мира только Стефан Душан обладал достаточной силой, чтобы остановить османскую агрессию. Но, вместо того, чтобы обратить свои силы на Восток против турецких войск, он вторгся в Боснию и там увяз. Причем я еще раз хочу подчеркнуть, что это был именно тот момент, когда только армия Стефана Душана могла спасти православный мир, остановить нашествие турок – османов. Кончина Стефана Душана последовала совершенно неожиданно в 1355г, и сразу же после нее произошло разделение Сербии на несколько фем.

После Стефана Душана во главе Сербии стал Стефан Урош V, а затем король Лазарь, при котором 28 июня 1389г. состоялась знаменитая битва с турками на Косовом поле, в которой сербы потерпели поражение. В этой битве король Лазарь был взят в плен и убит. Во время этой битвы один из сербов пытался изменить ход сражения через убийство султана Мурата: он притворился перебежчиком, пришел к султану, неожиданно выхватил кинжал и убил его. Но это не помогло, потому что сын Мурата Баязид скрыл убийство своего отца, сразу же взял власть на себя, и сербы все равно были на голову разбиты.

Однако это еще не было полным завоеванием всей Сербии, султан Баязид не стал преследовать христиан, и управление страной было передано жене св. Лазаря св. Мелице до наступления совершеннолетия ее сына св. Стефана Высокого. Время правления Стефана Высокого было временем последней попытки сербов отстоять свою государственность. Св. Стефан Высокий вел весьма мудрую политику: он даже воевал на стороне султана с крестоносцами, но в 1403г. вступил в союз с венграми и разбил турок. Султан пытался поднять внутренний мятеж в Сербии через брата св. Стефана Вуки, но мятеж в 1413г. был подавлен, и вплоть до кончины св. Стефана в 1427г. часть Сербии вместе с Белградом оставалась независимой от турок. Св. Стефан Высокий весьма почитается сербами, как знаменитый воин и рыцарь. Его имя было так популярно, что даже латиняне принимали от него рыцарство и молились о деспоте Стефане и Сербской стране.

В 1459г., вскоре после падения Константинополя в 1453г., пал последний оплот Сербии г. Семидерево (расположенный недалеко от Белграда). Это была укрепленная крепость, и турки очень долго не могли его взять. Но длительной осадой и измором все-таки, в конце концов, смогли ее захватить. Таким образом, Сербская держава была полностью подчинена туркам.

О турецком периоде Византийской Церкви, Болгарии и Сербии мы расскажем позже.