Богослужение

Теперь перейдем к богослужебным вопросам: новым праздникам, которые в это время были установлены в Церкви. В конце XIв. в Константинополе между различными группировками возник спор о том, кому из святителей отдавать большее предпочтение Григорию Богослову, Василию Великому или Иоанну Златоусту, образовалось несколько партий из приверженцев каждого из святителей, и даже произошло некоторое разделение в Константинопольской Церкви. Сторонники каждого из святителей выбирали какие-то определенные храмы для посещения, устраивали какие-то свои особые праздники, поэтому возникла необходимость примирения этих партий, и для этого был устроен праздник всех трех святителей, он до сих пор празднуется 30 января. Чтобы подчеркнуть величие этого праздника ему придали такую особенность: у него есть свой задостойник (что характерно только для служб двунадесятых праздников).

В 1164г. Мануил Комнин вместе с русским князем страстотерпцем Андреем Боголюбским установили праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста в честь победы над магометанами. Андрей Боголюбский, если вы помните из курса Русской истории, 1 августа 1164 г. одержал победу над волжскими болгарами – магометанами, а Мануил в тот же день победил турок. Этот праздник до сих пор празднуется как день Происхождения Честных Древ, (в этот день в храмах выносится Крест для поклонения).

Из гимнографов (сочинителей церковных песнопений – стихир, тропарей) Поздней Византии известен Иоанн Кукузель (XIIIв.), афонский монах. Он был пастухом на Афоне и был настолько мелодичен, что, когда начинал петь богохвалебные гимны, все стадо поворачивалось и слушало его пение; император Никеи Федор Ласкарис (XIIIв.) составил широко известный в настоящее время в Греции канон Богородице об утолении от бед.

В XIVв. известен песнопевец Григорий Кукузель, который прославился созданием такого замечательного произведения, как «О тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, ангельский собор и человеческий род…». Патриарх Константинополя Филофей (XIVв.) тоже был знаменитым гимнографом, составлял некоторые службы. Кроме того, известен Никита Стифат – монах Студийского монастыря, который, продолжая дело своих знаменитых предшественников Феодора Студита и др., тоже писал каноны.