Структура курса

Теперь перейдем к более детальному рассмотрению истории. Сначала поговорим о структуре курса.

Итак, Поместные автокефальные Церкви, которые я перечислил, составляют древние Патриархаты: Константинопольский, Александрийский, Антиохийский, Иерусалимский. Русский Патриархат; Патриархаты Грузинский, Сербский, Румынский, Болгарский и т.д. И естественно, история Поместных Церквей предполагает историю всех этих Церквей. Но историю древних Патриархатов до 1054г. изучается в курсе истории Церкви, поэтому здесь я повторяться не буду, хотя в принципе это тоже курс истории Поместных Церквей. Понятно, что Русская Церковь это тоже Поместная Церковь, и если бы мы с вами находились, где-нибудь в Греции, то историю Русской Церкви мы бы изучали в курсе Поместных Церквей, а у нас она изучается достаточно подробно отдельным курсом. Поэтому непосредственно в курсе истории Поместных Церквей остаются истории Грузинского, Сербского, Румынского, Болгарского патриархатов, Кипрской, Элладской и Албанской архиепископий, Польской, Чехословацкой и Американской митрополий за весь период истории их существования, и древних Патриархатов, начиная с 1054г. по наше время. Об этом я и собираюсь вам рассказать за тот небольшой период времени, который мне на это отведен.

Курс можно построить по-разному. Например, семинарский курс построен таким образом, что каждая Церковь с древности по наше время изучается в отдельности. Но, как мне показалось, строить так лекционный курс было бы не совсем хорошо с методической точки зрения.

История Церкви есть одна из форм Церковного Предания (по слову святителя Феофана Затворника), такая же форма, как и Священное Писание или Правило веры, или Литургическое Предание. И из этой формы также можно вывести очень многие догматы, практически все, так как каждая из форм Священного Предания в полноте своей являет все Священное Предание. Каждая из форм Священного Предания лучше раскрывает какой-то определенный догмат. Лучше всего догмат о природе Церкви раскрывает история Церкви. Поэтому понять природу Церкви без изучения Церковной истории невозможно. Из Церковной истории мы можем понять не только учение о природе Церкви, но и очень многие важнейшие процессы формирования различных Поместных Церквей. Именно для того, чтобы лучше понять догмат о природе Церкви, лучше изучать историю Церкви хронологически по некоторым блокам, поскольку древний период существенно отличается от современного периода. Кроме того, разные Поместные Церкви гораздо ближе друг к другу в определенные периоды времени, чем какой-то один период истории одной Церкви с другим периодом истории этой же Церкви. Поэтому, на мой взгляд, лекционный курс лучше построить именно так.

История поместных Церквей затрагивает исторический период в две тысячи лет. И естественно содержит очень много имен и событий. Я, когда готовил курс, предполагал наличие у студентов некоторых знаний по истории государств. Хотя, к сожалению, история славянских государств и Византии в школе практически не изучается. Даже в МГУ этот курс очень скромный (существенно урезан). Необходимо отметить, что наше образование долгое время было исключительно западным, и славянские государства практически не изучались, если не считать некоторый период советского времени, когда после войны были составлены курсы историй стран Варшавского договора (например, обширный курс истории Болгарии). Но с Югославией при Иосифе Броз Тито отношения были крайне напряженными, и Сербия осталась совершенно неизученной. История Греции в университетах и институтах также совершенно не изучается, поэтому в лекциях я буду упоминать и о некоторых событиях государственной истории.

То построение курса, которое я вам предлагаю, вынужденное. Если изучать историю правильно, то каждую Церковь надо изучать в течение семестра. Или, например, так как изучают историю средних веков, когда история Англии, Франции и других стран отдельно не изучается, а просто берутся основные события истории этих стран. И такой подход оправдан временем, но Церковную историю хорошо бы изучать более подробно.