История Церкви Черногории XV-XIX вв.

Черногория это часть Сербии, область, которая в древности называлась Зетой (или Диоклеи). В XVв. Черногорией правила династия Черноявичев (или Черноевичев). Основателем этой династии был Стефан Черноевич, воевода Зеты. После того как Сербия была завоевана турками, Зета осталась независимой. В Черногории очень гористая местность, умело используя природные особенности рельефа в своей борьбе с турками, Черногорские князья сумели отбить первый натиск турок. В 1484г. князем Черногории стал Иоанн Черноевич, который основал в Цетинье монастырь, назвав его митрополией Зеты и поставив там епископом Виссариона. Это стало началом независимой автономной Черногорской митрополии, митрополии Зеты. При воеводе Иоанне Черноевиче черногорцы приняли закон, согласно которому все, кто во время войны с турками без приказания своего начальника покинет поле битвы, будут подвергнуты всеобщему остракизму и позору. Такой человек с веретеном и в женском одеянии должен был идти по стране, подвергаясь всеобщему поношению, оплеванию, битью скалками (женщины со скалками должны были изгонять его из страны). Но надо отметить, что такого прецедента в истории Черногории не было: все черногорцы опасались такого бесчестья. После Иоанна в Зете княжил его сын Георгий Черноевич, который вступил в союз с Венецией. Георгий Черноевич был женат на Елизавете Элице, дочери знатного венецианца, так что связи у Георгия Черноевича с Венецией были достаточно крепкие. Он выписал из Венеции типографию, напечатал на кириллице много священных книг, и таким образом способствовал развитию славянского богослужения в своей стране. Его младший брат Стефан Сташина, желая стать князем черногорским, предался магометанам, и с частью своих сторонников предателей черногорцев отправился в Константинополь просить войско. Он нашел там теплый прием и с турецким войском вторгся в область Зеты, но потерпел сокрушительное поражение от Георгия, его войско было полностью разбито. После победы Георгий позволил черногорцам, принявшим мусульманство, остаться в стране, сохраняя их веру, что, конечно же, было ошибкой, которая закончилась весьма трагично.

Жена Георгия, как я уже говорил, была венецианка, она не смогла жить в суровых условиях Черногории и уговорила князя, оставив свое княжество, переехать в Венецию на жительство. В начале XVIв. Георгий уехал в Венецию, а власть в стране передал митрополиту Цетинскому Валерию. С этого момента в Черногории начинается период правления митрополитов, совмещающих духовное и светское правление, которое продолжалось более трех столетий. Правда, первоначально параллельно митрополитам существовали еще и светские правители, поэтому процесс перехода светской власти к митрополитам был постепенный. Он завершился в XIXв. при Петре II. Но об этом мы поговорим позже.

Особое теократическое правление, которое на протяжении нескольких веков существовало в стране, имело несколько этапов. Первый этап начался в 1517г., после того как Георгий, уехав в Венецию, передал управление митрополиту, и продолжался до 1695г. В течение этого периода владыки еще не стояли во главе Черногории. Мусульмане – черногорцы, которых Георгий оставил в стране, постепенно стали некоей пятой колонной в Черногории, всячески помогая туркам, когда те вторгались в Черногорию. Время до 1695г., является временем вассальной зависимости Черногории от турок, хотя зависимость эта была и не всеобщей (не все черногорцы платили харадж). Кроме того, черногорцы постоянно устраивали восстания против турок. В 1695г. народное собрание в Цетинье избрало на митрополию Данилу (1697-1735) из рода Петровичей, который положил начало, если можно так сказать, династии митрополитов Петровичей. С 1695г., с момента начала правления династии Петровичей влияние митрополитов в управлении страной все более усиливалось. Данила был еще юношей, когда принял поставление от Сербского архиепископа в Венгрии (Сербская Церковь частично находилась и в Венгрии тоже). В 1702г. он поднял восстание против мусульман (восстание было очень кровопролитным). В результате восстания часть мусульман была перебита, а часть изгнана за пределы Черногории. После восстания мусульман в Черногории совсем не осталось (может быть, только дети убитых, крещеные и усыновленные православными черногорцами). В 1710г. после объявления Россией войны Турции митрополит Данила вступил в переписку с Петром I, и на стороне России принял участие в войне против Турции. С времени правления в России императора Петра I (1682-1725) черногорцам начала оказываться ежегодная достаточно значительная материальная помощь (сам Петр I прислал около 10 000 золотых).

В 1711г. Данила одержал знаменитую победу в сражении с турками. По некоторым источникам из 50 000 воинов турецкой армии было убито около 20 000. Черногорцев, конечно, было на порядок меньше. Причем черногорцев погибло немногим более 300 человек. В ответ на это султан Ахмед послал 100 000 армию. С этой армией черногорцы в открытый бой не вступали, а укрылись в горах, турки же не смогли закрепиться в Черногории и вскоре ушли.

Митрополит Данила перед своей кончиной указал, как на своего преемника, на своего племянника Савву (1735 - 1781), который и стал митрополитом после кончины Данила. То есть при избрании митрополита в Черноргории стали играть роль родственные связи, с чем связано появление «династии» митрополитов.

В 1745г. митрополит Савва был ласково принят в Москве Елизаветой Петровной. Преемником владыки Саввы, после того как он удалился в монастырь, стал его двоюродный брат Василий.

В это время в Черногории были неурядицы между князьями, и этим воспользовался некто Стефан человек достаточно воинственный, выдавший себя в 1767г. за царя Петра III. Черногорцы признали его как истинного царя и поставили его во главе своего государства. Необходимо отметить, что Россия, в частности Долгоруков посол Екатерины Великой вынудил так называемого Петра III Стефана признать, что он никакой не император, арестовал его и уже собирался вывезти в Москву, но перед этим поместил его на втором этаже своего жилья. Здание это находилось на центральной площади, и перед ним собралась значительная толпа черногорцев. И вот среди ночи Стефан вышел и, обращаясь к черногорцам, сказал: «Вы сами видите, он же поместил меня выше себя, он сам признает меня за императора, это козни со стороны врагов». Черногорцы тут же его освободили, и он до самой смерти оставался королем Черногории.

В скором времени после этого в 1782г. митрополитом Черногории становится Петр, так называемый Петр I (1781-1830). Петр I прославлен в Черногории в лике святых. Он был рукоположен в Карловцах в 1784г. Митрополит Петр был благочестивым человеком и очень умным политиком. Митрополит Петр опять обратил свои взоры к России, и был взят под покровительство императором Павлом I (1796-1801), а затем императором Николаем I (1825-1855). С Александром I у него были сложные отношения, хотя и при Александре I (1801-1825) он тоже был под покровительством России (до 1815г., после чего по разным причинам субсидии Черногории в значительных объемах прекратились).

Интересен такой факт, когда после Венского конгресса 1815г. Наполеон начал свою экспансию внутрь Европы и, подойдя к Черногории, предложил митрополиту Петру свое покровительство, митрополит ответил, что ему достаточно покровительства России.

Избранный по указанию свт. Петра I в качестве преемника его племянник, который тоже постригся с именем Петра, стал митрополитом Петром II (1833-1851), получил хиротонию, принял сан уже в Петербурге, в присутствии самого императора Николая I.

Как я вам уже говорил, в Черногории параллельно митрополитам были и светские правители, хотя достаточно трудно сказать, чье влияние было сильней митрополитов или этих правителей, поэтому я называю вам митрополитов. В 1832г. после блаженной кончины святого Петра I последний светский правитель Черногории Вука Радонич был изгнан из Черногории за то, что он хотел переметнуться к австрийцам. И митрополит Петр II остался единственным правителем Черногории, то есть он во всей полноте совмещал и светскую и церковную власть, и в Черногории началось абсолютное теократическое правление (митрополит стал во главе государства). Петр II был личностью весьма неординарной: он без труда попадал из пистолета в подброшенное яблоко. Для Черногории это время было, пожалуй, временем самых славных побед над турками. В 1835г. всего десять черногорцев внезапно захватили крепость Жабляк и три дня ее удерживали. Надо сказать, что вокруг Жабляка располагался гарнизон турок, насчитывавший три тысячи человек, который в течение трех дней делал попытки взять крепость. И только по просьбе митрополита Петра II черногорцы с честью оставили крепость. И в других битвах за время правления митрополита Петра черногорцы не потерпели ни одного поражения от турок. Но в 1851г. в возрасте всего 39 лет митрополит Петр II неожиданно умер. Его похоронили на высокой горе, где позже была поставлена часовня.

Со смертью митрополита Петра II теократическое правление в Черногории, достигшее своего апогея во время его правления, закончилось, потому что его преемник, племянник Данила, полюбив некую черногорку Даринку Квечич, не стал постригаться в монашество, принимать сан и решил остаться светским правителем Черногории. Он поехал в Петербург, где был признан императором как князь Черногории. Было составлено положение об управлении Черногорией, по которому во главе Черногории должен был стоять наследный князь. Это был период, когда в Париже (где как я уже говорил очень сильно интриговали англичане и французы) после Крымской войны обсуждалась ситуация с Черногорией, и по Парижскому трактату Данила вынужден был признать власть турок. Но Данила недолго был князем, в 1860г. он был убит одним из своих недоброжелателей и князем стал его племянник Николай (1860-1918). Князь Николай в течении 58 лет возглавлял Черногорию, и именно о нем в присутствии представителей глав всех европейских держав сказал свой знаменитый тост Александр III – миротворец (1881-1894), в котором прозвучало, что у России нет друзей, кроме князя Черногорского». Митрополиты Черногории остались автокефальными, но они уже избирались не из княжеского рода.