Румынская митрополия на территории Австро-Венгрии

Румынская митрополия, митрополия Трансильвании была создана далеко не сразу после присоединения Трансильвании к Австро-Венгрии (Трансильвания это центральная и северная часть современной Румынии). Сразу после присоединения на трансильванских румын было оказано очень сильное давление, прежде всего со стороны католиков. В результате этого в 1700г. румынский митрополит Трансильвании Афанасий заключил унию с католиками. С этого времени начинается история румынской униатской церкви Трансильвании. Необходимо отметить, что румыны, несмотря на свое латинское происхождение, в своей массе свято хранили православие. Считается, что румыны были просвещены православной верой, еще во времена Кирилла и Мефодия, и с тех пор они хранят православие. Особенно сильна вера была в Трансильвании: вероисповедание как-то консолидировало их: Православная Церковь способствовала укреплению их национального чувства, религиозной обособленности от венгров (венгры в своей массе в это время уже были протестантами). Настойчивые просьбы православных румын Трансильвании привели к тому, что в 1783г. была создана сначала епархия с центром в г. Германштадте (румынское название этого города Сибиу) в юрисдикции Карловацкого митрополита (то есть румынская епархия первое время была в юрисдикции сербского митрополита). А затем после восстания 1848г. в 1864г. румынская епархия была преобразована в автокефальную митрополию.

Таким образом, с 1864г. в составе Австро-Венгерской империи стала существовать еще одна автокефальная, независимая митрополия – Румынская митрополия Трансильвании (Сибиузкая митрополия) (параллельно с униатской церковью Трансильвании).

Церковь Трансильвании знает и своих мучеников. В частности это мученики середины XVIIв. митрополит Илия и Савва, замученные кальвинистами. От католиков, а после заключения унии и от униатов тоже пострадало много православных, среди них есть и святые. В частности уже в XXв. был канонизирован крестьянин Опря Миклаус, убитый католиками за Православную веру.

В 1783г. Буковина, с центром в Черновцах была присоединена к Австро-Венгрии. Буковина и Галицкая земля, то есть территория современной Украины еще совсем недавно входили в состав Советского союза. Эти области были также населены православными румынами и украинцами. Буковинская епархия тяготела к Трансильванской митрополии и хотела с ней соединиться, но австрийское правительство решило создать отдельную митрополию с центром в Черновцах, присоединив к Буковинской две сербские епархии, расположенные достаточно далеко в Далмации. Такое странное церковное устройство в 1873г. было создано австрийским императором намеренно, с целью не дать православным консолидироваться, объединить свои силы. Таким образом, в 1873г. в составе Австро-Венгерской империи появилась третья митрополия.

После Балканских войн 70-х годов, то есть после трактата 1878г. к Австро-Венгрии были присоединены Босния и Герцеговина. На этих землях были сербские епархии Боснии и Герцеговины, которые также образовали свои независимые митрополии Боснии и Герцеговины. Эти земли еще называются Захолмием (то есть находящимися за холмом) или Холмскими.

Таким образом, к началу Первой мировой войны, точнее к 1912г., к началу Балканских войн, мир получил совсем другой вид. Сформировались сразу несколько автокефальных Церквей и независимых митрополий. Официально автокефальными (то есть получившими от Константинопольского Патриарха томос об автокефалии) были Элладская Церковь (получившая законную автокефалию в 1850г.), Церковь Сербии (получившая автокефалию в 1879г.), Церковь Румынии (получившая автокефалию в 1885г). Болгарская Церковь не имела законной автокефалии и была в расколе. Кроме того, существовало несколько митрополий – митрополия в Цетинье, Черногорская митрополия; митрополия в Сремских Карловцах; Сибиузская митрополия; митрополия с центром в Черновцах и митрополии Боснии и Герцеговины.