История Автокефальных Церквей в XX в.

В результате Балканских войн, проходивших между Болгарией, Грецией и Сербией, произошло перераспределение земель между этими государствами. А в Результате Первой мировой войны произошел раздел Австро-Венгрии и образование новых независимых государств. Одним из таких государств была Польша.

В XVIIIв. Польша была разделена между Германией, Австрией и Россией. Часть Польши вместе с Варшавой, как и другие территории Украины, отошли к России, а Галиция, например, отошла к Австро-Венгрии. После Первой мировой войны появилось такое государство как Польша. И часть православных епархий, входящих до этого в Российскую империю, и относящихся к Русской Православной Церкви оказались на польской территории, это привело в дальнейшем к автокефалии и формированию автокефальной Православной Церкви Польши. Об этом мы с вами еще будем говорить.

Другим таким новым государством стала Чехословакия, объединившая после раздела Австро-Венгрии Чехию и Словакию. В Чехии и в Словакии произошли сложные внутренние процессы – возврат к православию, в результате которых в Чехии и Словакии сначала появляется православная епархия, а в дальнейшем и автокефальная Православная Церковь.

Венгрия также формируется в отдельное государство.

Появляется Югославия – государство сербов хорватов и словенцев. То есть все государства, кроме Албании - Сербия, Черногория, Босния и Герцеговина, Хорватия и Словения объединяются в единое государство. Это приводит к тому, что сербские автокефальные митрополии, митрополии Боснии и Герцеговины, Черногории, епархии, которые относились к Черновицкой митрополии, после образования единого государства соединяются в одну Церковь. Эта Церковь со многими митрополиями получает статус Патриархата, патриаршая резиденция была установлена в Печи на Косовом поле. То есть был восстановлен Печский Патриархат. До сих пор резиденция патриархов остается прежней, хотя последние события в Югославии – агрессия НАТО и, прежде всего Америки, раздел Косово на части и т. д. очень осложнили положение резиденции и Печского монастыря. Это все на сегодняшний день очень актуально, особенно в связи с сегодняшним началом бомбардировок Ирака.

Что касается Румынии. После первой мировой Войны Румыния получила значительное приращение за счет Австро-Венгрии: к ней отошла Трансильвания, Банат. В результате в Румынии оказалось несколько митрополитов: митрополит Валашский, митрополит Молдавский и митрополит Сибиузский (Трансильванский). Это привело к тому, что Румынская Церковь тоже стала Патриархатом.

В Болгарии ситуация не изменилась, Болгарская Церковь осталась в своих пределах и по-прежнему в расколе с Константинопольским Патриархатом.

Греция после Первой мировой войны тоже не получила никакого приращения.

В Албании постепенно стала формироваться Православная Церковь, которая со временем стала автокефальной.

Еще хочу вам сказать о Бесарабии. Бесарабия – это собственно территория современной Румынии. Сначала она принадлежала Молдавии. Граница между Бесарабией и Молдовой проходила по р. Прут. Бесарабия отошла к России после занятия Молдавии и Валахии русскими войсками в 1808г. После того, как из-за войны с Наполеоном русские войска отошли, Бесарабия осталась в русском подданстве. И на протяжении чуть менее 200 лет Бесарабия находилась в непосредственном единстве с Россией и с Русской Церковью. Поэтому епархия Бесарабии стала одной из епархий Русской Церкви и подчинялась сначала Синоду, а после восстановления Патриаршества – Патриарху. В настоящий момент Молдавская Церковь является одной из митрополий Московского Патриархата. Румыния же всегда склонялась к тому, чтобы установить свое влияние в Бесарабии и вернуть ее в церковном отношении под свою юрисдикцию, потому что до 1808г. Бесарабия была в юрисдикции митрополита Молдовы (древней Молдавии, теперешней Румынии).

Такие были территориальные изменения после Первой мировой войны.

Необходимо сказать об одном известном канонисте святителе Никодиме (Милаше), бывшем владыкой одной из двух Далматинских епархий, а именно Истрийской, которые были присоединены к Черновицкой, Буковинской митрополии. Я думаю, что вы знаете владыку Никодима: он известен толкованиями на Правила Православной Церкви. Вы, наверное, видели черный двухтомник «Правила Православной Церкви с толкованиями» еп. Никодима. Это как раз и есть тот самый Никодим, Никодим (Милаш) епископ Далматско - Истрийский. Этот двухтомник уже дважды переиздавался, он пользуется очень большой популярностью в Русской Церкви.