Церковь Кипра

В первом периоде, то есть в эпоху Вселенских соборов мы видим только одну собственно автокефальную Церковь нам дотоле неизвестную – это Церковь Кипра. Кипрская Церковь действительно прославлена своим апостольским основанием. В книге Деяний святых апостолов говорится, что ап. Павел, Варнава и Марк во время своего Первого путешествия направились вначале на Кипр и там обратили проконсула Павла. Таким образом, Кипр стал первой областью империи, где во главе государственной власти был христианин. Согласно преданию первым епископом Кипра был св. Лазарь - Лазарь, четверодневно воскрешенный Господом нашим Иисусом Христом. Апостол Варнава, как об этом говорится в книге Деяний, был родом с Кипра, и поэтому Кипрская Церковь почитает своими основателями ап. Павла, Варнаву и св. Лазаря Четверодневного. Кроме того, киприоты почитают также и св. ап. Андрея. Из дальнейшей истории Кипрской Церкви известен, в том числе и в Русской Церкви, знаменитый кипрский архипастырь Спиридон Тримифунтский, очень почитаемый святитель, принимавший участие в I Вселенском соборе. Житие его, я думаю, вам знакомо, поэтому скажу о нем в двух словах. Особенно прославился святитель Спиридон на I Вселенском соборе, но он был известен на Кипре как великий чудотворец: известно, что он обратил змею в золото и обратно золото в змею, когда золото было уже не нужно. Интересен случай из жизни святителя Спиридона, который не во всяком житии упоминается. Когда он спешил на собор и остановился в небольшой гостинице, то какие-то злоумышленники отрубили головы его лошадям, а лошади были разномастные: белая и вороная. Других лошадей поблизости не было, гостиница была очень бедной, и святитель Спиридон приказал приставить отрубленные головы к телам лошадей, и после того как он помолился над ними, лошади ожили. Но дело было ночью, и головы перепутали: Господь сделал явным это чудо. А святитель Спиридон таким удивительным образом прибыл на собор. Хотя святитель Спиридон был неученым пастырем, на соборе он посрамил языческих философов. Также известно его чудо с плинфой, то есть с кирпичом. Он помолился и, изображая образ Троицы, тепловая энергия ушла вверх, вода вниз, а в руке свт. Спиридона осталась глина.

Известен и другой пастырь Кипра свт. Епифаний Кипрский – очень ревностный святитель, борец с ересями, но который иногда тоже делал некоторые ошибки. Вы знаете из истории Церкви, что он как-то, будучи введен в заблуждение, решил вторгнуться в епархию свт. Иоанна Златоуста и там произвести некоторые действия: анафему на оригенистов и т. д. Но он был остановлен словами архидьякона Златоуста о том, что здесь пределы чужой епархии, удалился в мирном духе по отношению к Иоанну Златоусту и примирился с ним впоследствии.

Кроме того, о Кипрской Церкви известно в связи с тем, что она активно себя проявила на III Вселенском Соборе 431г., о чем мы с вами говорили. Вот что говорится в 8 правиле этого собора: «Боголюбезнейший соепископ Регин и сущие с ним благоговейнейшие епископы Кипрской области Зинон и Вагрий заявили дело вопреки постановлениям церковным и правилам святых апостолов нововводимое посягательство на свободу всех …». В чем это дело состояло? «Не было древнего обыкновения, чтобы епископ града Антиохии совершал постановления в Кипре, как письменно и словесно возвестили нам благоговейнейшие мужи». И было высказано такое мнение: «Святому собору пришедше начальствующие во святых кипрских церквах да имеет свободу без притязания к ним и без стеснения их по правилам святых отец и по древнему обыкновению, сами собой совершати поставление благоговейнейших епископов, то же да соблюдается и в иных областях. Дабы никто из боголюбезнейших епископов не простирал власти на иную епархию, которая прежде и сначала не была под рукой его или его предшественников. Но аще кто простер и насильственно какую епархию себе подчинил, да отдаст он оную, да не преступается правило отцев, да не вкрадывается под видом священнодействия надменность власти мирския». Вот что говорится в этом правиле о Кипрской Церкви.

После этого, однако, Антиохийские Патриархи не оставляли своих попыток вмешаться в дела Кипрской Церкви, и в конце Vв. предстоятель Кипрской Церкви обратился к императору Зинону (477- 491). Император Зинон созвал собор – Константинопольский синод, на котором была подтверждена автокефалия Кипрской Церкви, причем император от себя даровал предстоятелю Кипрской Церкви ношение пурпурной мантии и императорского скипетра. Кроме этого подпись красными чернилами и титул «Блаженнейший». Все эти особенности у предстоятеля Кипрской Церкви до сих пор остаются неизменными. И, если кто из вас видел трансляцию Собора 2000 года или, может быть, сам был в Москве, то можно было заметить, что у предстоятеля Кипрской Церкви, который присутствовал на этом соборе, был совершенно иной жезл, жезл, отличающийся от жезлов других архипастырей и Патриархов.

В середине VIIв. арабы захватили Кипр, и Кипрский владыка вместе со своей паствой переселился на побережье материка, в Геллеспонт (старинное название района Дарданелл). В связи с этим было составлено особое 39 правило VI Вселенского собора, в котором говорится: «Понеже братцы служитель наш Иоанн, предстоятель острова Кипра, купно со своим народом по причине варварских нашествий и дабы освободиться от языческого рабства и верно покорствовать и скипетру христианской державы, из упомянутого острова переселился в Геллеспонтскую область, промышлением человеколюбивого Бога и тщанием христолюбивого благочестивого царя нашего, то мы постановляем. Да будут сохранены неизменными преимущества, данного престола выше именованного мужа от богоносных отец во Эфесе некогда собравшихся (то есть подтверждается все то, что было сказано на Эфесском соборе) Да имеет Новый Иустинополь (Новая Юстиниана - город, в котором пребывал епископ Кипра) и учреждаемый в оном боголюбезнейший епископ, назначается над всеми епископами Геллеспонской области. И да будет поставляем от своих епископов. И даже епископ града Кизического подчиняется предстоятелю реченного Иустинополя по примеру прочих епископов». Митрополитом Геллеспонта на самом деле был епископ Кизический, а согласно правилу этот митрополит изымался из юрисдикции Константинопольского Патриарха и переходил в подчинение кипрского владыки. Это очень интересный и по-своему замечательный факт. То есть Церковь, как вы видите, формируется по территориальному принципу: на одной территории не может быть два епископа (это очень важно). Епископ Кипрский, переселившись, со своим переселением как бы перенес и свою автокефалию тоже, и эти области присоединил к своей автокефальной Церкви. В правиле так и говорится: «И самого Кизика града епископ да поставляется». То есть сам митрополит поставляется от епископа Кипрского, а не от Константинопольского Патриарха как было раньше. Но очень скоро Кипрский владыка вернулся на Кипр, и все пришло в те же самые рамки, которые были до его переселения, однако, за епископом Кипрским уже навсегда остался прибавленный к нему титул епископа Новой Иустинианы, как он до сих пор и называется: Блаженнейший епископ Кипрский и Новой Иустинианы.

В конце XIIв. (уже во время крестовых походов) Кипр попал под власть крестоносцев – латинян и произошло это достаточно интересным образом. В III Крестовом походе, как известно, участвовал такая неоднозначная личность как английский король Ричард Львиное Сердце. Этот король отплыл из Сицилии в апреле 1191г. и направился в сторону Малой Азии. Кипр в это время находился во власти вельможи Исаака Комнина, который отложился от императора (византийским императором в то время был Исаак Ангел) и объявил себя независимым. Он проявил себя на Кипре как весьма властный и жестокий правитель, киприоты от него много потерпели. Вместе с Ричардом на отдельном корабле плыла его невеста – Беренгария принцесса Наваррская. Произошла буря (в тех местах часто бывают бури), и корабль с Беренгарией был выброшен на о. Кипр. Исаак Комнин, не различавший друзей и врагов Византии, и вообще не думавший о последствиях каких-то своих действий, объявил невесту Ричарда пленницей (может быть с надеждой получить за нее выкуп). Но Ричард Львиное Сердце, конечно, был не тем государем, который бы остановился перед этим или дал бы выкуп в такой ситуации. Он сразу же осадил Кипр, начал войну с Исааком, захватил его вместе с Кипром, и, таким образом, на Кипре установилось латинское владычество, которое было на нем до захвата его турками. О турецком владычестве мы поговорим попозже. После этого Кипр достался англичанам, и только в XXв. он получил независимость. Первым президентом Кипра стал митрополит. Подробно об этом мы поговорим, когда будем говорить о XXв. На этом Кипрскую Церковь мы пока оставим, впоследствии мы к ней еще вернемся.