Константинопольская Церковь

Необходимо несколько слов сказать о политической ситуации в Греции.

Я вам уже говорил, что в Константинополе к середине XIXв. начало преобладать влияние западных держав, что имело своим следствием в том числе и появление либеральных тенденций у Константинопольских Патриархов. После Балканских воин 1912-1913гг. греческий престол занимал король Константин I, симпатизировавший Вильгельму, но ему противостоял премьер министр Венизилос, который был на стороне Антанты. Это противостояние двух группировок в Греции очень серьезным образом отразилось впоследствии на церковной ситуации, как в Греции, так и в Константинополе.

В 1915г. король Константин попытался установить самодержавную монархию и сместил Венизилоса с поста премьер министра. Но Англия и Франция, высадили свои войска в Соломине, а в 1916г. ввели в Соломинскую бухту свой флот, В июне 1917г. под давлением Англии и Франции король Константин I передает престол своему сыну Александру (но на самом деле Венизилосу) и уходит в отставку. В мае 1919г. Греция при поддержке Англии высаживает свои войска на побережье Турции. Первое время греки при поддержке англо-французских войск одерживали победы. Греция заняла значительную полосу побережья Малой Азии: Фракию, побережье Дарданелл, то есть Измир, Онтарио. В 1920г. король Александр скончался, и в результате парламентских выборов победила монархическая партия, которая возвратила короля Константина на греческий престол. Тем не менее, война продолжалась, греки, продвигаясь в глубь Малой Азии, дошли до Анкары, где потерпели серьезное поражение от турок. В Турции в это время власть захватил некто Кемаль, принявший на себя имя Ататюрка (то есть отца всех турок). Кемаль Ататюрк был достаточно революционно и антирелигиозно настроен (не только против православия, но и против мусульманства), и ему оказывали значительную помощь большевики, которые после 1917г. утвердились в России. Поэтому в сентябре 1922г. греки совершенно оставили турецкие земли. В результате этого поражения в Греции произошел военный переворот и в сентябре 1922г. Константин I окончательно оставил престол, передав власть революционному правительству. Он отрекся в пользу своего сына Георгия, но реально власть перешла к революционному правительству.

Политическая ситуация в Греции важна потому что Константинопольский Патриарх был непосредственно связан с Грецией. При правлении Венизилоса в Греции в 1919г. митрополит Дорофей Местоблюститель Патриаршего Константинопольского Престола под защитою греческого полка (Константинополь был оккупирован соединенными силами, в том числе и греками) совершенно отменил преподавание турецкого языка в греческих школах. И 16 марта в храмах Константинополя была зачитана резолюция об объединении с Грецией (но греки отказались сообщаться с Портой (то есть с Турцией)). Это было проявлением так называемой Великой греческой идеи по восстановлению Византийской империи, но Константинополь пытался осуществить эту идею при помощи англо-французских войск, что было, конечно же, ошибкой и не могло не оказать влияния на церковную политику Константинополя (сближение с Англией и Францией означало сближение с протестантизмом).

В январе 1920г. митрополит Дорофей выпустил окружное послание. Это послание называлось весьма характерно: «Всем христианам мира», то есть не православным, а именно христианам, то есть всем христианским церквям мира. В этом окружном послании все христиане призывались к принятию единого церковного календаря, к созыву общехристианской конференции, урегулированию вопроса о смешанных браках между разными конфессиями, и вообще все христиане мира призывались к очень тесному и дружескому общению между собой. В марте 1921г. делегация Патриарха во главе с местоблюстителем митрополитом Дорофеем встретилась в Лондоне с министром иностранных дел лордом Кирзоном, королем Англии Георгом V и архиепископом Кентерберийским. Митрополит Дорофей не вернулся из Лондона в Константинополь, он скончался в Англии. 6 декабря 1921г. произошло избрание Патриархом Константинопольским Мелетия (Метаксасиса). Это личность по-своему знаменательная, именно Мелетий Метаксасис оказал серьезнейшее влияние на всю дальнейшую церковную историю, на взаимоотношения Константинопольского Патриарха с другими Церквами. Само избрание Мелетия Метаксасиса Патриархом, по мнению многих, было не каноничным. Очень многие архиереи отказались его избирать, и только значительные денежные суммы, которые пообещал владыка Мелетий, сделали возможными эти выборы. Мелетий был митрополитом на Кипре, незадолго перед избранием он побывал в Америке и в Европе (возможно собирая там денежные средства). Константинопольская Патриархия в то время была разорена, поэтому денежный аспект сыграл определяющую роль.

В июле 1922г. Мелетий в нарушение всех канонов принял Финляндскую епархию Русской Православной Церкви в свою юрисдикцию. Этим актом Константинопольский Патриарх фактически начал политику вмешательства во внутренние дела Поместных Церквей, прежде всего во внутренние дела Русской Православной Церкви, во внутренние дела независимых автокефальных Церквей, мотивируя это тем, что, по его мнению, Константинопольская Патриархия распространяет свое влияние на все епархии, которые каким-либо образом просят ее об этом. То есть Константинополь, по сути, принимает под свое покровительство все епархии, которые с точки зрения Константинопольского Патриарха находятся в неопределенном каноническом положении. В качестве основания для таких взглядов был приведен канон IV Константинопольского собора о том, что Константинопольскому Патриарху непосредственно подчиняются епархии в варварских странах. Истолковав этот канон соответствующим образом, Мелетий Метаксасис принял под свою юрисдикцию сначала Финляндскую епархию, затем в августе 1922г. Эстонскую епархию Русской Православной Церкви. Как вы знаете, Эстонская епархия впоследствии вернулась в юрисдикцию Русской Православной Церкви, но в 1996г. нынешний Константинопольский Патриарх Варфоломей пытался эту епархию взять под свой контроль, что привело к разрыву на некоторое время отношений между Патриархом Алексеем II и Константинопольским Патриархатом. В Эстонии, в конце концов, были установлены параллельные юрисдикции.

В ноябре 1924г. Константинопольские Патриархи приняли в свое общение Польшу, а в марте 1936г. Латвию.

С 10 мая по 8 июля 1923г. в Константинополе заседал синод, то есть собор из епископов, которых пригласил Константинопольский Патриарх. В этом синоде не участвовали представители Александрийской, Антиохийской и Иерусалимской Церквей, были только представители Элладской Церкви. Взгляды, которые Патриарх Мелетий Метаксасис высказал на этом соборе, были по сути обновленческими. Он выразил желание перейти на новый стиль. Я вам уже говорил о новом стиле, когда упоминал о Румынской Церкви. Кроме того, Патриарх Мелетий выразил стремление к урегулированию вопросов о смешанных браках в соответствии со своими взглядами. Патриархом одобрялись всевозможные браки не только с представителями иных конфессий, но и с представителями иных религий. В отношении двоебрачия клириков Патриарх Мелетий, допуская двоебрачие клириков, также высказался положительно. Когда в 1922г. у нас в стране возник обновленческий раскол, то Патриарх Мелетий с радостью признал обновленцев. Он даже писал святейшему Патриарху Тихону, предлагая ему сложить с себя патриаршество и предоставить управление Русской Церковью «законным» с его точки зрения ее представителям, «законной церковной власти», то есть обновленческому ВЦУ (высшему церковному управлению). Вплоть до 1929г. Патриарх не порывал общение с обновленцами, состоял с ними в переписке и даже планировал созвать так называемый Вселенский собор в Иерусалиме с участием русского обновленческого духовенства и Патриархов Востока. Собор этот планировался сначала на 1925г, потом на 1926г. Но в преддверии назначенной даты в Иерусалиме произошло землетрясение, и, кроме того, многочисленные внутренние противоречия между патриархатами не позволили прийти к единому мнению в отношении этого собора, все это привело к тому, что собор так и не состоялся. Необходимо отметить, что русских обновленцев признавал не только Патриарх Мелетий, но и его преемники.

10 марта 1924г. по почину Элладской Церкви Константинопольская и Румынская Церкви перешли на новый стиль. Несколько позже новый стиль приняла Александрийская Церковь, затем Антиохийская Церковь, а уже после Второй мировой войны в 1968г. - Болгарская Церковь. Иерусалимская Церковь новый стиль так и не приняла. Афон, хотя он и находится в юрисдикции Константинопольского Патриарха, все-таки также еще сохраняет юлианский календарь, то есть остался на старом стиле.

В 1948г. Вселенским Патриархом становится Афинагор, митрополит Нью-Йоркский, поэтому влияние Америки на действия Константинопольского Патриархата в политическом отношении становится значительным. Хотя, конечно, не стоит полагать, что Константинопольский Патриарх становится какой-то игрушкой в руках американских дельцов, но ситуация, в которой оказался Константинопольский Патриарх, практически лишенный своей исконной паствы достаточно сложная. У него осталось не более пяти епархий вблизи Константинополя, остальные епархии находятся либо в Америке, либо в других частях света. Паства Константинопольского Патриарха в большей степени американская, а он вынужден прислушиваться к голосу своей паствы.

Константинопольские Патриархи, как вы знаете, ведут активную экуменическую деятельность. Последний Патриарх Варфоломей придерживается тех же взглядов, несколько раз он встречался с Римским папой, и, по сути, он стоит во главе экуменического движения. Константинопольский Патриарх ни разу не посетил Русскую Церковь в XXв., он не приехал даже на последний собор.