Элладская Церковь

В 1923г. архиерейский собор Элладской Церкви даровал своему предстоятелю титул блаженнейший архиепископ Афинский и всея Эллады. С 1925г. при нем действует постоянный синод в количестве двенадцати членов. Во время Второй мировой войны Греция была оккупирована немецкими войсками: прежде всего войсками Болгарии, Румынии, Венгрии и Италии, воевавшими на стороне фашистской Германии. После окончания Второй мировой войны политическая обстановка в Греции была нестабильна, деятельность коммунистов во главе с коммунистической партией Греции провоцировала разного рода волнения. Пик их пришелся на начало 60-х годов. В Греческой Церкви наступил кризис. Причиной этого послужило следующее обстоятельство. Если в Русской Церкви переход архиереев с одной кафедры на другую воспринималось как нормальное явление, то в Греческой Церкви епископы, обычно не переходили с одной кафедры на другую. Такое право, называемое метафетон (право перехода с одной кафедры на другую, принцип перемещаемости митрополитов) в Древней Церкви использовалось достаточно редко, а к 50-м годам XXв. переходы архиереев с одной кафедры на другую стали практиковаться все чаще и чаще. В 1959г. церковная и государственная власть такие переходы решила отменить. Но часть епископов (около 30 владык) воспротивилась этому, объявив такое решение незаконным, и отказалась поставлять епископов на пустующие кафедры. Эта неопределенная ситуация продолжалась до середины 60-х годов, когда правительство решило распустить синод и созвать новый, предполагая уменьшить количество архиереев до девяти.

В 1967г. в Греции произошел военный переворот, так называемый переворот черных полковников, и архиепископом Элладским и всея Греции был поставлен владыка Иероним (Коцонис) (1967-1973), бывший духовником королевской семьи. Владыку Иеронима даже в советских изданиях оценивали по-разному. С одной стороны, это был весьма значимый богослов, имевший достаточное количество богословских работ, он был известен и как деятель экуменического движения, что в Советском союзе всячески поощрялось. При этом он пытался очистить Церковь от разных чужеродных элементов, избавить от тех нестроений, которые были в то время. Например, он считал, что очень мало студентов учится на богословских факультетах и их количество необходимо увеличить (в Греции в то время как и сейчас, было два богословских факультета в университетах Афин и Салоник).

Но, с другой стороны, архиепископа Иеронима за то, что он активно поддерживал военный режим, называли еще подполковником в рясе. Слабость этого режима была в том, что он не опирался на какие-то силы внутри страны, а пытался ориентироваться на Запад. Конечно, на Россию в это время было сложно ориентироваться, но, тем не менее, в этом был существенный минус режима.

В 1973г. в Греции произошел очередной переворот, в результате которого к власти пришло демократическое правительство, насильственным образом изменившее состав синода. Архиепископ Иероним вынужден был уйти в отставку, а через два года в 1975г. была изменена конституция Греции. Из Конституции был убран пункт об обязательной защите Церкви греческим королем. По новой Конституции правитель Греции не обязательно должен быть православным, и хотя православие было оставлено господствующей религией, но Греческая Церковь была отделена от государства. Таким образом, если у нас Церковь была отделена от государства в 1918г., то в Греции только в 1975г., и отделение это было не таким как в нашей стране: Греческая Церковь продолжает оставаться господствующей в своей стране, и фактически она от государства не отделена.

В Греции с 1907г. существует братство «Зари», что по-гречески значит – «жизнь». Ветвь этого братства «Сатир» - «Спаситель», появившаяся в 60-х годах, да и само братство особенно в последнее время объединяет значительное количество молодежи.

На одной из последних молодежных конференций, проходивших в России, делегат из Греции, владыка рассказывал о своем разговоре с молодым человеком. Владыка спросил его: «Может ли сейчас молодежь быть в Церкви?» На что тот ему ответил: «Вы, Владыка, неправильно ставите вопрос. Вопрос в том: может ли сейчас молодежь быть вне Церкви?» То есть смысл ответа был в том, что сейчас молодому человеку вне Церкви прожить почти невозможно, потому что он просто может перестать быть человеком, а стать животным. Слава Богу, что в Греции некоторые это понимают, и молодежное движение в Греции активизируется.

В Греции есть два богословский факультета в университетах Афин и Салоник, на каждом из которых обучается студентов в десять раз больше чем у вас, то есть более шестисот, еще есть семь институтов с двухгодичным обучением и восемь семинарий с шестилетним образованием. По всей Греции распространенны школы катехизации, обучение в которых ведется на достаточно высоком уровне. В Греции издается много церковных газет и журналов. Наиболее известные из них это «΄Εκκλησία» («Екклесия» - «Церковь») с приложением «Ό Έφημέριοσ» («Эфимериус» - «Священник») и богословский журнал «Θεολογία» «Теология». Кроме этого каждый владыка на местах тоже издает свой журнал или газету. В Греции 78 митрополий, то есть на сравнительно небольшой территории достаточно много епископов и практически все из них митрополиты. В Греции сохраняется древнее устройство, при котором в каждом городе был свой епископ.

Из современных греческих богословов, конечно, следует упомянуть Христоса Янараса, известнейшего богослова, догматиста.