Церковь Кипра

Теперь обратимся к другой греческой Церкви, которую мы на некоторое время оставили без внимания – к Кипрской Церкви.

Мы рассмотрели историю Церкви Кипра до момента захвата о. Кипр крестоносцами, а точнее английским королем Ричардом Львиное Сердце. Захвачен он был, если можно так сказать, достаточно случайно, но с момента захвата Кипр был отдан латинянам, и в 1196г. на Кипре была учреждена латинская иерархия. Было основано четыре латинских кафедры и было оставлено четыре греческих иерарха, остальные греческие иерархи были изгнаны с острова. Архиепископия Кипрской Церкви была упразднена, и все епископы стали подчиняться латинскому архиепископу. Православные на острове постоянно подвергались различным притеснениям и находились в состоянии гонения от латинян. Греческим православным епископам запрещалось рукополагать, постригать в монашество и даже служить без разрешения на то латинского епископата. Кроме того, после рукоположения любой православный епископ был обязан приносить особую присягу латинскому архиепископу.

Такая ситуация продолжалась до тех пор пока в 1571г. Кипр не был захвачен турками, после чего турки изгнали с острова всю латинскую иерархию и устроили Церковь на Кипре по образу Константинопольского Патриархата. То есть они восстановили Кипрского архиепископа и подчинили ему как в церковном, так и в гражданском отношении всех православных на Кипре. Положение киприотов при турецком владычестве, может быть, было бы достаточно сносным, если бы на Кипр не назначались паши, не отличающиеся нравственными качествами, что крайне осложняло жизнь киприотов. В частности, в 1764г. На Кипр был назначен управляющим (пашой) некий Джей Осман. Этот управляющий настолько увеличил налоги, как с Кипрской Церкви, так и с православного народа, что это вызвало возмущение в народе и среди духовенства. Архиепископ Кипрский Паисий послал делегацию к султану с жалобой на пашу Джея. Но делегация запаздывала с возвращением, и архиепископ, подумав, что она вообще затерялась, собрался сам отправиться к султану, чтобы непосредственно ходатайствовать за свой народ. Но один из митрополитов неосторожно где-то об этом сказал, дело дошло до паши, и паша арестовал архиепископа Паисия и вместе с митрополитами посадил его в тюрьму. Вскоре после этого прибыли делегаты, посылаемые к султану, привезя грамоту от султана, в которой паше, если так можно сказать, делался строгий выговор. Паша, желая видимо посмеяться над владыками, сделал вид, что он эту грамоту принял, пригласил Паисия и митрополитов к себе и даже стал говорить им похвальные речи, но неожиданно пол под владыками провалился, и они оказались в темном и мрачном подвале. Народ, услышав об этом, взбунтовался, и паша вместе со своими слугами был убит.

Тем не менее, если не считать такого рода инцидентов, положение православных на Кипре было довольно-таки сносным. Ситуация изменилась в 1821г. после восстания в Греции, поскольку киприоты приняли в нем активное участие. В ответ на это восстание архиепископ кипрский был повешен и весь епископат был убит. Усилиями Антиохийской Церкви (Кипр, как вы знаете, территориально очень близок к Антиохии) епископат вскоре был восстановлен.

В 1878г. Кипр был временно занят англичанами. Можно сказать, британское правительство арендовало Кипр у турок. Это временное правление англичан в 1914г. сменилось полной аннексией Кипра, англичане стали использовать Кипр для своих военных баз (расположение Кипра очень выгодно в военном отношении). Киприоты в 1931г. Подняли восстание против англичан, в нем приняли участие два митрополита, владыки Никодим Китийский и Макарий Киренийский. После подавления восстания оба этих владыки были высланы с острова, после чего на острове осталось только два епископа, один из которых архиепископ Кирилл был уже в преклонных летах.

Через два года владыка Кирилл, архиепископ Кипрский умер, после чего на Кипре остался только один владыка – митрополит Пафский Леонтий, которому англичане запретили выезжать за пределы его епархии. Кипрская Церковь осталась практически без епископов. Такая ситуация сохранялась до конца Второй мировой войны.

После окончания Второй мировой войны ситуация несколько стабилизировалась, иерархия стараниями Константинопольского Патриарха была восстановлена, а в 1950г. был проведен референдум среди киприотов, на котором 96 % населения высказалось за воссоединение с Грецией.

В 1950г. первоиерархом Кипра стал архиепископ Макарий. Архиепископ Макарий это очень значимая личность в истории Кипра, поэтому я скажу о нем несколько слов. Владыка был родом с Кипра, обучение он проходил в Греции, где был пострижен и стал иеродьяконом, после чего в 1940г. он решил вернуться к себе на родину. Но по некоторым объективным причинам он опоздал на отходящий пароход, а этот пароход в скором времени был торпедирован немецкой подводной лодкой и затонул. Все пассажиры погибли. На отца Макария это событие произвело очень большое впечатление, он решил послужить Церкви, не возвращаясь пока на родину. Оставшись в Греции, он получил сан иеромонаха, затем будущий владыка отправился в Америку, где продолжил свое обучение. В Америке ему предложили стать местным владыкой. После этого он некоторое время был владыкой на Кипре, а в 1950г. стал архиепископом Кипрским.

Владыка Макарий был скорее сторонником независимости Кипра, а не присоединения его к Греции. Этому не стоит удивляться, потому что киприоты считали это присоединение временным и необходимым только на сегодняшний момент, по причине оккупации Кипра англичанами. Этот момент очень важен для понимания всей дальнейшей истории и причин возникновения на Кипре различных восстаний, в том числе и восстаний, которые были инициированы греками.

В 1955г. происходит восстание против англичан, во главе которого встал архиепископ Макарий. После подавления восстания владыку Макария ссылают на Сейшельские острова, затем он переезжает в Афины. В 1959г. под давлением мирового сообщества, в том числе и Советского союза, было принято Лондонское соглашение, согласно которому Кипр был объявлен независимым (с сохранением на нем английских баз). В конце 1959г. архиепископ Макарий возвратился на Кипр, и в декабре того же года он был избран первым независимым президентом Кипра.

В 1963г. англичанами и турками были спровоцированы беспорядки на Кипре между общинами греков и турок (турки давно уже жили на Кипре, но их было подавляющее меньшинство). В результате чего произошли военные столкновения между турецкой и греческой общинами, и на Кипр были введены войска ООН. В 70-х годах создалась еще более сложная ситуация: на Кипре был поднят мятеж против президента, то есть против архиепископа Макария, спровоцированный из Греции, греческими полковниками. У этих полковников, местных военных были сторонники и среди епископата: их поддерживали несколько митрополитов. Один из этих митрополитов даже благословил одного из лидеров мятежа, который впоследствии на некоторое время сумел захватить власть. В 1973г. в связи с этими волнениями три кипрские митрополита объявили о низложении архиепископа Макария (не в политическом отношении, а в церковном), мотивируя это тем, что нельзя совмещать государственную власть и церковную. Понятна некоторая политическая подоплека этого заявления, потому что к тому времени владыка уже 23 года был у власти, совмещая президентские и архиепископские полномочия, и никто не говорил об антиканоничности его действий. Впрочем, ситуацию, конечно, можно оценивать по-разному. Были проведены переговоры между архиепископом Кипрским и владыками с участием Русской Православной Церкви и Константинопольского Патриархата, и, в конце концов, было заключено перемирие, мятежные митрополиты вернулись в каноническое общение.

Тем не менее, мятеж продолжался довольно долго. Синод был распущен, и была предпринята попытка избрать новых митрополитов. Воспользовавшись этими нестроениями в июле 1974г. на Кипр высадился достаточно значительный турецкий десант, турки захватили часть северного Кипра (около 37 % территории острова), и разделили остров так называемой «зеленой линией». На карте граница изображена зеленым цветом, поэтому в истории она и получила такое название. До сих пор Кипр разделен на две части: собственно кипрскую и турецкую, которая называется Турецкая республика северного Кипра. С момента этого вторжения православные храмы в турецкой части подвергались всяческому разграблению, киприоты подвергались очень сильной дискриминации, а православные киприоты вообще изгонялись из этой части острова. Только в 1994г. двум священникам Кипрской Церкви было разрешено совершить службу в одном из монастырей турецкой части, в монастыре св. Андрея. Год назад ООН предложила еще один свой план примирения между турецкой республикой и Кипром, в настоящее время идут переговоры.

Кипрская Церковь имеет много периодических изданий, самое известное из них «Апостол Варнава». Об отличиях, особенностях Кипрской Церкви я уже говорил: предстоятель до сих пор носит пурпурную мантию, называется архиепископом Новой Юстинианы и всея Кипра, имеет особый жезл в виде императорского жезла, носит титул «Блаженнейшего» и подписывается красными чернилами.