История образования славянских Церквей

Теперь я бы хотел поговорить с вами о таком замечательном явлении в истории Вселенской Церкви, приведшем к созданию, по крайней мере, трех, если не больше автокефальных Церквей – проповеди святых Кирилла и Мефодия. На этой проповеди мы остановимся подробней, поскольку она явилась определяющей для формирования славянских автокефальных Церквей. Святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий родились в Солуни, они были известны святому Патриарху Константинопольскому Фотию (858-867, 877-886 гг.), который и направил их с миссией в Моравию. Конечно, при оценке миссии святых братьев нельзя не учитывать и политического момента (одной из целей этой миссии было и установление некоего политического влияния со стороны Византии). Но святые братья с честью вышли из такого несколько затруднительного для них положения – роли эмиссаров Византии.

О других подробностях жития святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия я в данном случае говорить не буду, потому что с одной стороны вы это знаете, а с другой это для нас сейчас не очень важно.

Несколько слов о Моравии. Есть такая речка Морава, она впадает в Дунай недалеко от Вены. Вокруг этой речки первоначально и формировалось Моравское государство. Впоследствии оно объединило многочисленные земли по левому берегу р. Дунай, а затем присоединило и правобережье Дуная, так называемую Паннонию. Именно в эти земли и направлялась миссия святых братьев Кирилла и Мефодия.

Основателем Моравского княжества, произошедшего около 830г., был некий Маймир. Параллельно с Моравией, как я уже говорил, одним из старейшин окрестных славянских племен на правом берегу Дуная было основано княжество в Нижней Паннонии. Однако это княжество было под контролем германской и латинской церквей. Завоеванные при Карле Великом пограничные области, в соответствии с принятой им системой, образовывались в «марки» (или по другому в «маркграфства»). Такие «маркграфства» естественно должны были быть латинизированы и германизированы. В церковном отношении Моравия уже в 829г. была разделена между Зальцбургской и Посавской латинскими епархиями. Соответственно эти земли, если можно так сказать в какой-то степени были в каноническом подчинении Римского папы, и это надо обязательно учитывать. В 846г. Людовик Немецкий, предпринимавший походы в Моравию с целью подчинить ее Германии, сместил Маймира и поставил его племянника Ростислава. Однако Ростислав не стал послушным орудием немецких королей, вступив в союз с чехами и болгарами, он так укрепил страну, что в 855г. Людовик вынужден был отступить. Именно с этого началась Великая Моравия.

Миссия святых братьев началась в 863г. Они пробыли в Моравии три с половиной года. Причем естественно в Моравии до этого уже были некие западные проповедники и какая-то церковная организация. Причем эта церковная организация зависела от немецких епископов.

Необходимо различать немецкое духовенство и собственно папство, они иногда вступали между собой в конфликты, хотя папство, безусловно, поддерживало немецких владык. Это тоже надо учитывать. Латинские епископы исповедывали, как известно, трехъязычную ересь, которая была основана на подписи на кресте Спасителя. Надпись эта была сделана на трех языках – латинском, греческом и еврейском. Ересь состояла в том, что богослужение с их точки зрения могло происходить только на этих трех языках.

В 867г. папа Николай I (859-867 гг.) призвал святых братьев в Рим, может быть для какого-то разбирательства с ними по поводу жалоб на них со стороны немецких епископов. Цель этого приглашения так и осталась неизвестной, поскольку встречал братьев уже другой папа - Адриан II (867-872). Надо сказать, что святые братья еще до приглашения в Рим обрели в Херсонесе мощи святого папы Римского Климента, весьма почитаемого в Риме. И с этими мощами они прибыли в Рим к папе. Папа Адриан II принял святых братьев очень радушно и весьма легко разрешил важнейшие вопросы церковной юрисдикции Моравии и Паннонии: он признал церковную юрисдикцию Моравии от этих проповедников. И что еще более важно признал церковный авторитет тех славянских книг, то есть того славянского богослужения, которое собственно и создали святые братья Кирилл и Мефодий. В 869г. святой Кирилл умирает в Риме, а св. Мефодий поставляется папою в сан архиепископа Моравии и Паннонии. Интересный момент: миссия была из Византии, а поставляет его епископом папа.

В Моравии это время было смутным, в 869г. опять обострились отношения между Ростиславом и Людовиком Немецким. Дело дошло до войны, и некоторый успех был на стороне немцев. Причем внутри моравского княжества начались смуты: племянник Ростислава Святополк сверг дядю с престола и ослепил его, что часто практиковалось в древности. Эти смуты помешали святителю Мефодию прибыть в Моравию, и он сначала остановился в Паннонии. Но появление св. Мефодия в Паннонии вызвало очень резкий протест со стороны Зальцбургского архиепископа, который при поддержке князя Паннонии привлек св. Мефодия на суд в Регенцбург, где немецкие епископы обвинили его, в том, что он вторгся на их каноническую территорию. Святитель Мефодий ответил на это, что это область св. Петра, то есть область папы, а он поставлен папой, поэтому его действия совершенно законны. Однако Мефодию все-таки пришлось три года пробыть под стражей в Швабии. Причем папа Адриан за эти три года не проявлял особой ревности в деле защиты святителя. Однако новый папа Иоанн VIII потребовал выпустить св. Мефодия. Возможно, этому способствовало изменение политической ситуации: князь Святополк одержал ряд побед и отложился от немцев, вел свою собственную политику. Поэтому папа, учитывая сложившуюся ситуацию, должен был соотноситься с расстановкой политических сил.

В 874г. свт. Мефодий опять прибыл в Моравию и четыре года находился в княжестве Святополка. Однако Святополк, в отличие от своего отца, был весьма невоздержанным, сластолюбивым, поэтому он не долго покровительствовал св. Мефодию, отличавшемуся помимо всего прочего, и весьма строгой жизнью. Четыре года свт. Мефодий находился в княжестве Святополка. Немецкое духовенство, которому вновь стал покровительствовать Святополк, проникло в Моравию и вошло в доверие к князю. В 878г. Святополк под влиянием немцев составил для папы донос на св. Мефодия. Донос содержал обвинение свт. Мефодия в том, что он извращает учение апостолов, и, прежде всего, ап. Петра. Святитель был вызван в Рим, но там папа полностью оправдал его от всех наветов, опять дозволил ему служить на славянском наречии. Однако тот же самый папа посвятил в епископа – суфагана, то есть зависимого от владыки Мефодия епископа и в качестве помощника ему, некоего немца Вихинга. Этот Вихинг был монахом Бенедиктинского ордена. Епископ - Вихинг тут же создал параллельную антимефодьевскую церковь из числа преданных ему священников и начал всячески интриговать против святителя: викинг пустил слух, что у него есть некое секретное предписание от папы, и это секретное предписание предоставляет ему особые права в том, чтобы надзирать над свт. Мефодием. В этом споре Вихинга со святителем Мефодием Святополк склонился на сторону Вихинга, хотя, безусловно, все притязания Вихинга на какие-то особые полномочия не имели под собой никаких оснований. В 882г. после кончины папы Иоанна VIII положение свт. Мефодия становится очень сложным, и святитель прибегает к последней мере – запрещает в служении епископа Вихинга за последовательное противление правящему архиерею (епископ викинг был суфаганом владыки Мефодия).

В 885г. св. Мефодий преставился ко Господу, указав в качестве преемника своего ученика Горазда. Новый папа Стефан V, к которому направился епископ викинг с доносом на святителя, дал право князю Святополку расправиться с последователем Мефодия, запретил службу на славянском наречии и тем самым создал ситуацию невозможности пребывания учеников свт. Мефодия в Моравии. После кончины свт. Мефодия в Моравии было до 200 священников его поставления, то есть Церковь уже достаточно окрепла, но произошел полный разгром Церкви в Моравии. Последователи святителя Мефодия - ближайшие ученики Горазд, Климент, Лаврентий, Наум, Ангелар, Савва (все прославленные в лике святых) со своими сотаинниками вынуждены были удалиться из Моравии. Ученики святителя нашли приют в Болгарии, об этом мы поговорим чуть позже, когда будем говорить о Болгарской Церкви. Викинг становится во главе Моравской Церкви, но в 892г. во время войны с немецким королем Арнульфом он перебегает на службу к последнему, и Маймир II – сын Святополка ходатайствует перед папой о прямом подчинении Моравской Церкви Риму. Около 900г. из Рима прибыли легаты папы, против чего объявили протест немецкие епископы. То есть опять возникают некие противоречия между папой и немецкими епископами. Однако всему этому положили конец орды угров (венгров), которые в 907г. нанесли сокрушительное поражение славянам и немцам, и Моравская держава практически прекратила свое существование