Американская Православная Церковь XVIII-XX в.

В 1793г. началась миссия Православной Церкви в Америке, в частности на Аляске. Возглавил эту миссию архимандрит Валаамского монастыря Иоасаф (Болотов) с несколькими монахами и иеромонахами Валаамского монастыря. Архимандрит Иоасаф после того как миссия очень успешно начала свою деятельность был поставлен во епископа Кадьякского, но в 1799г. корабль, на котором он возвращался на Аляску, затонул, и миссия в Америке осталась без своего главы. Из-за различных политических и государственных причин и противодействия со стороны крупных промышленников, захвативших аляскинские промыслы, епископы на Аляску больше не посылались. Но на Аляске все же оставались миссионеры, например, преп. Герман Аляскинский, монах, который в течение сорока лет проповедовал на Аляске. Один из членов миссии иеромонах Ювеналий в 1795г. принял мученическую кончину от местного населения.

В 1824г. миссия в Америке была возобновлена, был послан священник Иоанн Вениаминов, будущий свт. Иннокентий митрополит Московский. Миссия свт. Иннокентия имела очень большой успех на Аляске. В письмах свт. Иннокентия вспоминается интересный случай. К нему пришли два алеута, от которых святитель неожиданно услышал основы православной веры. Оказалось, что какие-то два мужа приходили и наставляли их в вере, а потом куда-то уходили, пропадали. Свт. Иннокентий считал, что это были ангелы. В другом письме он писал, что к нему пришло креститься несколько человек, среди которых были и шаманы. Один из шаманов после проповеди свт. Иннокентия сказал, что ему, наверное, нельзя креститься, потому что он шаман. На что святитель заметил, что если он откажется от шаманства, то креститься ему можно, и он был крещен. Так, можно сказать, по-детски воспринимали проповедь свт. Иннокентия алеуты. Конечно свт. Иннокентию было очень горько, когда в 1867г. при Александре II Аляска, Русская Америка была продана Соединенным штатам. Хотя свт. Иннокентий и пытался оставить храмы и все их земли собственностью Российской империи, что и было оговорено в договоре, но миссия после этого была очень сильно затруднена. Сам свт. Иннокентий в это время был уже Московским митрополитом, но Алеутская и Аляскинская епархия, учрежденная свт. Иннокентием еще в 40-х годах продолжала жить. В 1872г. ее центр переместился в Сан-Франциско, а в 1905г. при свт. Тихоне (Белавине) в Нью-Йорк.

В конце XIXв. в 1898г. архиепископом Алеутским и Аляскинским становится будущий Патриарх свт. Тихон (Белавин). Свт. Тихон очень активно начал свою миссию в Америке, он учредил в Пенсильвании в Саут Канаане (недалеко от Нью-Йорка) мужской монастырь. А в самом Нью-Йорке в 1904г. был построен знаменитый храм святителя Николая (он до сих пор стоит в Нью-Йорке как один из бастионов Православия). В Кливленде и Миннеаполисе были учреждены духовные училища.

В 1907г. свт. Тихон собрал первый собор Американской епархии, и Поскольку уже тогда в Америке было очень много эмигрантов разных национальностей, свт. Тихон предполагал создать автономный митрополичий округ с епископами разных национальностей (греками, украинцами и т.д.). Этим планам свт. Тихона не суждено было сбыться, и до сих пор они являются только одной из возможностей.

После свт. Тихона Американскую кафедру занимал владыка Евдоким (Мещерский), который уехал на собор 1917-1918гг. и впоследствии примкнул к обновленцам, в Америке остался викарный епископ Канадский Александр (Немоловский). Владыка Александр в сложной политической ситуации не смог четко разобраться в финансовых проблемах (а в Америке финансовые вопросы всегда были одними из главных). Поэтому он с радостью передал свои полномочия прибывшему из Москвы митрополиту Платону (Рождественскому), а сам уехал в Европу.

Владыка Платон под влиянием своей паствы не признавал большевистского правительства, то есть не был лоялен к власти, и поэтому в 1924г. Патриарх Тихон под давлением большевиков вынужден был написать указ об отстранении владыки Платона от кафедры, но по некоторым сведениям этот указ Патриарх не отослал. Сам владыка Платон в это время управлял Американской Церковью достаточно автокефально. После того как заместителем Местоблюстителя Патриаршего престола стал митрополит Сергий (Страгородский) ситуация несколько обострилась. Между митрополитом Сергием и митрополитом Платоном состоялась переписка. Митрополит Сергий убеждал владыку Платона объявить о лояльности к Советской власти, что владыка Платон сделать не мог. Поэтому в 1933г. владыка Сергий запретил митрополита Платона и прервал с ним всякое общение, а в Америку с титулом Экзарха Московского Патриархата был послан архиепископ Вениамин (Федченков).

Надо сказать, что митрополит Платон разорвал общение и с Карловецкой ветвью русской эмиграции. Таким образом, к 30-м годам в Америке образовалось сразу три юрисдикции Русской Православной Церкви: юрисдикция самого митрополита Платона, архиепископа Вениамина (Федченкова) и юрисдикция карловчан. После кончины владыки Платона митрополитом на соборе Американской Церкви был избран Феофил (Пашковский). В 1935г. Патриарх Варнава Сербский пытался примирить три ветви русского зарубежья и, пригласив к себе предстоятелей этих Церквей, он созвал собор, на котором действительно состоялось примирение между евлогианами, карловчанами и Американской Церковью. Но как только предстоятели этих Церквей вернулись к себе, их паствы отвергли это примирение, и разрыв канонических отношений между тремя ветвями русского зарубежья возобновился.

В 1943г. владыка Феофил стал поминать за богослужением сначала Патриарха Сергия, а потом и Алексея (Семанского), но это произошло опять таки под влиянием паствы, так как в то время Советский союз, Россия была самым значимым государством в мире. После победы над фашистской Германией авторитет Русской Церкви возрос чрезвычайно. Достаточно было одного ходатайства Русского Патриарха, и уже через месяц 70-ти летний раскол между Константинопольской и Болгарской Церквами был ликвидирован. Тенденция к воссоединению между Американской Церковью и Русской Церковью была очень сильна. Но в Американской Церкви действовало несколько течений, с одной стороны, русские эмигранты, а с другой – природные американцы, и это вызывало свои сложности. Американцы тяготели к полной автокефалии. В 1946-1947гг. начались переговоры между Московской Патриархией и Американской митрополией. Первым условием переговоров к американцам было объявление лояльности к советской власти. Причем Американская Церковь была готова выразить эту лояльность, но при этом она желала автокефалии, а Патриархат считал, что достаточно будет предоставить автономию Американской Церкви. Поэтому переговоры были прерваны, и общение между Московским Патриархатом и Американской митрополией было прекращено. Только в 1969г. эти переговоры были опять возобновлены, но уже на других условиях. Московский Патриархат согласился дать Американской Церкви автокефалию. И последним деянием Святейшего Патриарха Алексия I (Семанского) было как раз дарование автокефалии Американской Церкви. Но эту автокефалию не признал Константинопольский Патриарх, все Восточные Патриархи и Элладская Церковь. Потому что в 1921г. греческий митрополит, Дорофей Местоблюститель Константинопольской Церкви, известный своими экуменическими посланиями, учредил в Америке греческую кафедру, независимую от Американской Церкви. Американская паства Вселенского Патриарха и тогда, и сейчас достаточно значительна: Вселенскому Патриарху подчиняется несколько епархий. Вскоре и другие Церкви учредили там свои юрисдикции (и Антиохийская, и Александрийская), так что в Америке на сегодняшний день есть юрисдикции практически всех Церквей, и Украинской Церкви в том числе.

Америка это страна эмигрантов, где проживают представители практически всех национальностей. Русская Церковь представлена в Америке Американской автокефальной митрополией, карловчанами (находящимися по политическим причинам в давнем каноническом разрыве с Русской Патриархией), кроме того, в Америке есть приходы, подчиняющиеся непосредственно Московскому Патриархату (то есть стравропегиальные приходы). Автокефальная Церковь Америки до сих пор не признана Константинополем (хотя она признана, например, Грузинской Церковью, Болгарской Церковь, другими славянскими Церквями).

В Американской Церкви существует несколько семинарий, в том числе свято-Владимирская семинария в Крествуде в штате Нью-Йорк. Эта семинария известна, прежде всего, такими деятелями как, например, протопресвитер Александр Шмеман.

В Американской Церкви существует сейчас около двенадцати епархий. Многие историки считают некоторой ошибкой преждевременное провозглашение автокефалии Американской Церкви, хотя дело уже сделано.

Интернет адрес Американской Церкви www.oca.org.