Влияние миссии Кирилла и Мефодия

Теперь мы поговорим о влиянии миссии святых братьев Кирилла и Мефодия. Еще при князе Борисе святые последователи Кирилла и Мефодия во главе с Гораздом и Климентом, о которых мы уже упоминали, были тепло приняты в Болгарии. Князь Борис прекрасно понимал, что пока в стране епископы - греки, рассчитывать на их совершенную лояльность к правительству, особенно в условиях напряженного противостояния с Византией не приходится. Когда же начались затяжные войны Самуила с империей, этот вопрос стал одним из ключевых. Естественно, что царь Симеон (младший сын Бориса) был очень заинтересован в богослужении на болгарском языке и всячески способствовал развитию деятельности учеников святителя Мефодия и сам принимал в ней непосредственное участие (потому что был широко образован). Эта деятельность привела к появлению обширнейшей богослужебной литературы на славянском языке, которая впоследствии была воспринята Русской Церковью. Как видите промысл так чудно устрояет, что некие политические претензии болгарского князя послужили на пользу всей христианской Церкви, и нашей в том числе.

Кроме Болгарии, влияние Кирилла и Мефодия сказалось, прежде всего, в Чехии. Святая княгиня Людмила Чешская крестилась вместе со своим мужем князем Боревоем от св. Мефодия около 874г. После кончины своего мужа св. Людмила ревностно устрояла Православную Церковь в Чехии. Но, как считают некоторые, и как говорится в житии: ее невестка Драгомира, заподозрив ее в каких-то политических притязаниях, около 920г. убила ее. Святой Вацлав или Вячеслав, внук св. Людмилы и сын Драгомиры, был воспитан своей бабкой в истинном христианском благочестии, много подвизался, но был также убит в 929г. своим братом Полеславом, который, впрочем, сразу же раскаялся в своем убийстве. Смерть Вацлава сопровождалась чудом – кровь святого мученика не смывалась несколько дней. Полеслав с честью перенес мощи своего святого брата Вацлава.

Среди чешских святых того времени известен святой Прокопий Сазавский Чешский. Он родился около 985г., был на служении при храме св. Климента в Велиграде, потом был отшельником в тех местах. В 1032г. чешский князь Олдржих разрешил Прокопию построить Сазавский монастырь. Этот князь весьма почитал святого Мефодия и ревновал о богослужении на славянском наречии. Сазавский монастырь был одним из центров чешского православия того времени. Он имел обширные связи с Русской Церковью. В этом монастыре была частица мощей святых мучеников Бориса и Глеба, что само по себе о многом говорит. Но в 1096г. немцы добились закрытия Сазавского монастыря и изгнания сазавских монахов. В это время, в общем-то, прекращается православная история Чехии и возобновляется она, только в связи с деятельностью святого Горазда в XIXв.

Несколько слов надо сказать и о Сербии. Сербское государство в то время, то есть на пороге второго тысячелетия, еще не было сформировано. Было несколько сербских княжеств или жупов (в Сербии князь назывался жупан) и один из таких князей был Дуклянский князь Иоанн-Владимир. Это один из достаточно почитаемых в Сербии святых. После того, как Самуил покорил Драч, Пир, и Дуклю, города верхней Далмации – Дубровник и другие - Иоанн-Владимир тоже оказался в зависимости от Самуила.

В составе южнославянского памятника второй половины XIIв., известного под названием «Летопись попа Дуклинна (или Дуклянина)» есть жизнеописание дуклянского князя Иоанна-Владимира, как святого мученика, но это жизнеописание относится уже ко времени латинского периода в Дукле. В конце этого рассказа есть ссылка на некую книгу о деяниях князя Иоанна-Владимира. Дуклянский князь Владимир после смерти отца в юные годы принял королевство. Самуил вторгся в его земли, и Владимир, будучи по этой летописи святым человеком, не пожелал, чтобы кто-нибудь из его людей пострадал из-за него и, как написано в этом жизнеописании, увел всех своих людей на некую гору Облик, где было множество ядовитых змей. По его молитве это место стало безопасным. Владимир добровольно сдался в плен Самуилу, полагая, что доброму пастырю подобает пострадать за своих овец. Самуил посадил его в темницу, где Владимир проводил время в посте и молитве. Интересно, что в этой темнице его увидела дочь Самуила Корсара и полюбила, она уговорила отца, чтобы ее выдали за него замуж. Самуил как это ни странно согласился и отдал Владимиру все королевство его отцов и в придачу землю Дирахи. После смерти Самуила, о которой я вам говорил, его сын был убит Иоанном-Владиславом, после этого Владислав решил убить и Владимира. Неподалеку от Преспы Владимир был встречен своими убийцами, и когда у него отрубили голову, он взял эту голову в руки, дошел до церкви, там помолился и умер, поэтому на иконах он изображается с головою в руках. Мощи его были нетленны. Подлинность этой исторической канвы, такого древнейшего жизнеописания не вызывает сомнений. Византийский писатель XIв. Иоанн Скилица писал, что Владимир был женат на дочери царя Самуила Теодоре и его убил Иоанн Христиан Владислав.

Вопрос. Дочь царя Корсара или Теодора?

Ответ. Эти два источника дают разные имена, может быть, у нее было два имени.