Происхождение храма

 

Богослужение, как выражение внутреннего нашего богопочитания, начачалось с первых дней бытия человека на земле. Наши прародители, созданные по образу и подобию Божию и одаренные превосходными силами бессмертного духа, тотчас же после создания их не могли не прославлять беспредельную благость, всемогущество, святость и премудрость Творца. Их служение Богу выражалось в личном общении с Ним, в пос­тоянном прославлении Его и исполнении Его святой воли. Но недолгим било блаженство Адама и Евы в раю. Они не сохра­нили заповедь Божию, согрешили и были изгнаны из рая. После грехопадения и изгнания из рая они лишились возможности непосредственного общения с Богом и стали благоугождать Ему посредством молитв и жертвоприношений (Авель, Hoй, Авраам, Иаков и др.)

 

В Ветхом Завете от Адама до Моисея верующие не имели храмов. Вся вселенная была для них храмом Божиям, и они со­вершали Богослужение на жертвенниках под открытым небом, на всяком месте. Так, Каин и Авель приносили Богу жертвы в по­ле, Ной - там, где он вышел из ковчега, а Авраам - на горе Мориа. Впоследствии люди стали избирать для Богослужения по преимуществу те места, которые были ознаменованы особен­ными явлениями и благодеяниями Божими. Такими были: Сихем, где Бог явился Аврааму и обещал отдать ему и его потомству Ханаанскую землю (Быт. 12,6); Вефиль, где Иаков видел чуд­ную лестницу (Быт. 28,19); Вирсавия, где Авраам заключил союз о Авимелехом, царем Герарскпм (Быт. 21,30-33), п др.

Храмовое богослужение в собственном смысле слова нача­лось при Моисее, которому Бог повелел устроить скинию, или походный храм. Эта скиния была на земле первым храмом, посвященным истинному Богу. В Священном Писании скиния называется домом Господа, святым храмом Его (Пс, 5,8), жилищем Господа (Пс. 74,7), святилищем (Евр. 9,1). Зтот первоначальный храм Божий был устроен в виде палатки и переносился с места на место. Сам Бог показал Моисею на горе Синайской образ, по которому нужно было устроить скинию. Она разделялась на три части: святое святых, святилище и двор. В ней гдоставленные Богом священные лица совершали для еврейского народа церковные службы и жертвоприношения.

По образу скинии, но в более величественном виде, царем Соломоном был построен в Иерусалиме великолепный, величественный храм на горе Мориа. При нашествии Навуходоносора на Иудею этот храм был разрушен. После своего возвращения из плена евреи построили храм второй Иерусалимский, просуществовавший до пришествия Сына Божня на землю и разрушен­ный римлянами около 70 г. по Р.Х. Следует также заметить, что после вавилонского плена иудеи стали собираться на молитву в свои синагоги, а храм Иерусалнмсккй посещали в великие праздники (Пятидесятницу, Пасху, Преполовение - Праздник Кущей).

Ветхозаветный храм был только один и служил единственным местом общественного богослужения для всего народа Божия; этим внушалась мысль, что один есть Бог истинных, Которому подобает поклоняться и служить.

В Новом Завете Господь наш Иисус Христос, пострадавший и умерший за всех людей и повелевший Апостолам Своим идти в мир проповедовать Евангелие всем народам, не назначал какого-то определенного места для общественного богослужения. Он учил Своих последователей поклоняться Богу в духе и истине и Сам молился на всяком месте (в пустыне, и горах, в саду Гефсиманском). Но хотя Господь наш Иисус Христос учил, что на всяком месте можно поклоняться Отцу Небесному, все-таки для особенного священнодействия, каким была Тайная вечеря, Он избрал особую горницу (Мк. 14,15). Эта Сионская горница и явилась первым новозаветным (христианским) храмом, где впервые была совершена Спасителем Тайная вечеря и установлено таинство Евхаристии. Во время Своего общественного служения Христос неоднократно посещал Иерусалимский храм и учил народ относиться к храму о благоговением, как к Дому Божию, обличая тех, кто этого не делал (изгнание торгующих из храма).

В первые века христиане собирались для Богослужений в различных местах, которые назывались церквами, или собраниями верущих. Первыми христианскими храмами, т.е. местами совершения богослужения, были "икосы", - дома, или фактически залы. Эти дома, как места священные, требовали к себе и особо благоговейного отношения. На это указывают слова св.ап. Павла, который упрекает христиан за то, что они неправильно смотрят на место молитвенного собрания, когда приносят с собой сюда пищу и питие: "Еда бо домов не имате, во еже ясти и пити. Или о церкви Божией нерадити» (1 Кор. 11,22). Этим протизопоставлением св. ал. Павел называет на высокое достоинство церквей в отличие от домов.

Местом богослужения могла быть обширная трапезная. В этих горницах для целей богослужения устроялись места для епископов и пресвитеров, для чтения Св. Писания; был также стол для совершения Евхаристии. До торжества христианства при Константине Великом христианские храмы часто находились в частных домах.1

Необходимо, однако, отметить, что во время гонений и народных волнений в Римской империи христианам было очень трудно собраться для богослужения в храмах и частных домах. Поэтому христиане часто устраивали богослужебные собрания в глухих и отдаленных от жилищ местах (на кладбищах и в катакомбах), которые по римским законам были неприкосновенными. "Катакомбы состоят из сети коридоров, разветвлявщихся иногда на большое расстояние и взаимно пересекающихся между собою… В стенах коридоров. . . встречаются более и менее обширные комнаты. Гробницы мучеников находились под полукруглым сводом. Плита, покрывающая гробницу, могла служить Престолом" 2 " Алтарем, или Престолом, обыкновенно служила гробница или саркофаг мученика, приставленный к стене: иногда Престол устроялся особо, пред особой нишей; где помещались седалище для епископа и места для пресвитеров. Свет и воздух в катакомбы проникали через люминарии - отверстия или отдушины, проведенные из внутренности катакомб на поверхность земли” 3

 

В катакомбах, можно сказать, зародилось церковное искусство. Все, что было для христиан, священным, они изображали символами. Смысл их заключатся в том, что в трудное время христианам было удобнее выразить свою веру под покровом символа и тем спастись от преследований. Христианский символ был понятен только христианам и ничего не говорил язычникам. В катакомбах встречаются следующие символические изображения:

1) якорь - знак, или образ, христианской надежды: как в морскую бурю якорь служит опорой корабля, так и в земной жизни христианская надежда является опорой душ;

2) голубь- символ Святого Духа и невинности, незлобия христианской души;

3) феникс - по древнему верованию, неумиращая птица, символ воскресения;

4) павлин - символ бессмертия, так как, по мнению древних, тело его не подвергается разложению;

5) петух - символ воскресения, потому что петух пробуждает от сна, а самое пробуждение напоминает о Страшном Суде и воскресении мертвых;

6) агнец- символ Иисуса Христа, Который в Евангелии называется Агнцем;

7) оливковая ветвь - символ вечного мира,

8) лев - символ духовной силы и могущества,

9) лилия- символ чистоты,

10) рыба - указывающая, с одной стороны на то, что христиане улавливаются для Царствия Божия проповедниками христианства подобно тому, как рыба улавливается неводом, а с другой стороны, потому что греческие буквы, из которых сосстоит слово (ИХФЕС) заключает в себе начальные буквы слов: Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель;

11) виноградная лоза, напоминающая о таинстве Причащения

12) корзина с хлебами, напоминагсщая о том же Таинстве.

13) К числу таких же символов нужно отнести изображение мифического поэта Орфея с лирой в руках, который символизирует Иисуса Христа: как Орфей своей лирой укрощал диких зверей, так Спаситель Своим учением привлек к Себе человеческое сердца.

В период относятельного спокойствия между полосами гонений христиане опять устраивали богослужебные собрания или в своих частных домах, или в специальных молитвенных зданиях, которые появляются не позднее III века 4

“В промежутках между гонениями было построено немало церквей, так что в 303 г. в одном Риме было более 40 церквей. Кроме Рима, такие открытые церкви существовали и в других городах, например, Неокесарии, Никомидии, Тире и др. Со времени Константина Великого начали строить величественные церкви. Самой употребительной формой церквей была форма базилики" 5. Ими назывались в Греции особые общественные здания, устраиваемые около общественных площадей и предназначенные для судостроительства и для произнесения речей. 6

В IV веке гонения на христиан прекратились и христианство получило полнута свободу. После издания Константином Великим в 313 г. Миланского эдикта началось деятельное построение храмов. Запустевшие языческие капища, некоторые дворцы и палаты (базилики) превращались в христианские храмы. Особенно много потрудилась в деле храмостроения мать Константина Великого - святая равноапостдльная Елена. Ею были построены христианские храмы на местах, связанных с земной жизнью Иисуса Христа (в Иерусалиме, Вифлееме, Назарете и др.). И в последующее время, чем шире распространялось и. укреплялось христианство, тем более умножалось число храмов Божиих. В этот период можно отметить особо величественный храм Софии Премудрости Божией в Константинополе, построенный императором Юстинианом (532-537гг.).

 

Когда свет веры Христовой проник и к нам, в ноше Отечество, то и у нас стали появляться и с теченкем времени умножаться святые храмы как места общей молитвы православных христиан.

К числу замечательных русских храмов, сохранявшихся доныне, принадлежат Троицкий и Успенский соборы нашей Лавры, храмы Московского Кремля, храм Покрова на Нерли (1165 г.) Успенский собор во Владимире и бесчисленные другие.