Сосудохранительница

 

Как северная, левая часть Алтаря предназначается для Жертвенника, так южная, правая - для сосудохранения. Здесь хранятся книги, облачения и священные сосуды, употребляемые при богослужении, а также хлебы, "прежде Литургия принесен­ные и в свое время освященные" (Нов. Скр., с. 27), и вода, освященная в день Богоявления Господня. Эту воду диаконы в древности выносили и давали кающимся и отлученным от при­частия. Сосудохранительница называлась диаконником, потому что она находится в непосредственном распоряжении диаконов, которые и являются хранителями священных вещей, здесь содержащихся; она называлась также местом сбережения сосудов и одежд. В диаконнике хранятся, в частности,

купель,

сосуд для мира,

венцы,

хоругви,

светильники,

кадильницы.

Кадило, или кадильница, является необходимым богослужебным предметом. Кадило представляет собою чашечку, закрываемую сверху крышкой. К чашечке прикрепляются три или четыре цепочки, которые держат кадило при совершении каждения. В кадиле воскуряется ладан (благовонная, душистая древесная смола) . В древности, да и в некоторых монастырях (на Афоне) и сейчас употребляется ручное кадило, называемое кацией.

Воскурение ладана (фимиама) при каждении является выражением желання молящихся, чтобы их молитвы возносились к горнему престолу Божию, подобно тому как дым из кадила воз­носится к небу; чтобы они были так приятны Богу, как бывает приятно благоухание фимиама.

Когда священнослужитель совершает каждение всех присутствуздих, этим изображается благодать Святого Духа, рас­пространяющаяся везде и на всех. Каждением святых икон, креста, Евангелия и прочих священных прежетов изображается чествование Самого Господа Бога и Его святых.

Каждение всегда соединяется с молитвой, которую про­износит священник или архиерей при благословении кадила. В молитве он просит, чтобы Господь принял кадило "в воню" бла­гоухания духовного т.е. чтобы люди, предстоящие и молящиеся, были духовно приятным благоуханием Христу, чтобы Господь, принимая кадило в пренебесный Свой жертвенник, ниспослал молящимся благодать Своего Пресвятого Духа. Чин каждения указан в 22 главе Типикона.

 

При совершении Литургии употребляются также сосуды вто­ростепенного значения, напримор, ковш - небольшой сосуд с тучкой, которым на проскомидии вливается в потир вино с во­дою и в котором приносится теплота (теплая вода), вливаемая в чашу перед причащением.

Сосуд, в котором освящают воду (на праздник Крещения Господня и перед Ллтургией в храмовые праздники), называется водосвятной чашей. При ней обыкновенно бывает кропило (кисть, сделанная из тонких стебельков морской травы), служащее для окропления святой водою лиц и вещей, требующих освящения”

Кладбища и их назначение

Согласно библейскому учению о возвращении тела в землю (Быт. 3,19), христианская Церковь предает своих умерших членов земле, для погребения умерших членов Церкви сущест­вуют особые места - кладбища.

Для православного христианина кладбище есть святое место, где покоится прах усопших до определенного Богом вре­мени: "Грядет час, в оньже вси сущии во гробех услышат глас Сына Божия, и изыдут сотворшии благая в воскресение живота, а сотворшия злая в воскрешение суда" (Ин. 5,28-29). Погре­бая умерших, христиане ставят над их гробами кресты-памят­ники. Кладбища как по церковным, так и по гражданским пра­вилам должны устраиваться за пределамни города или населен­ных мест. Издревле существует обычай совершать на кладбищах богослужение. Поэтому, на кладбищах, отдаленных от приход­ских храмов, часто устраивались церкви и часовни. Слово "часовня" произошло от того, что здесь могут совершаться часы. От храма часовни отличаются тем, что не имеют алтаря, в них нет Престола и антиминса и, следовательно, в них не может быть совершена Божественная Литургия.

В прежние времена, когда храмы в небольших населенных пунктах стояли по соседству с полем, а в более крупных на­селенных пунктах часто граничили с незастроенными местами, кладбища устраивались около храмов, даже в церковной ограде.