Крестный путь

Лк. 23, 26-33а: Иисуса ведут[177] на распятие.

Крестный путь Спасителя (Краткая историческая справка)

Отойдя от арки, где, по преданию, был выведен Спаситель Пилатом со словами «се человек», более 100 шагов, при повороте улицы налево, видим мраморную колонну. Здесь было первое падение Господа, изнемогшего от истязаний и тяжести креста; в этом месте выходит из-за дома Пилата небольшой переулок. Предание повествует, что Богоматерь, видя неправедное осуждение Неповинного, хотела просить милости у Пилата, но бесчеловечные воины грубо оттолкнули Ее, и Она, желая еще увидеть сладчайшего Сына Своего, устремилась навстречу крестному Его шествию, пройдя этим переулком. Кто изобразит чувства Матери, при виде окровавленного и истерзанного Божественного Сына Ее? На этом месте существовала церковь, построенная святой царицею Еленою. В нескольких шагах от переулка, где произошла встреча Божией Матери со свои Божественным Сыном на пути его к Голгофе, улица поворачивает вправо и идет мимо расписанного узором дома евангельского богача. Близ этого места встречен был Симон Киринейский, удостоившийся понести крест Спасителя мира; место сие означено углубленным в стене камнем особого цвета. Следуя далее крестным путем, после места, где крест взял Симон[178] Киринейский,[179] указывают место дома блаженной Вероники, сподобившейся, как говорит предание, отереть полотенцем окровавленный лик Спасителя; далее указывают место второго падения Божественного Крестоносца, означенное лежащею колонною и огромным на ней камнем; наконец достигаем Судных ворот, от коих видны лишь остатки. Во время Спасителя город с западной стороны оканчивался этими воротам (а Голгофа была за стенами городскими), и тут читали приговоры осужденным на смерть. Так было учинено и со Спасителем мира; на память этого события у стены ближайшего дома (занимаемого ныне французским консульством) стоит колонна, к которой, как говорят, был прибит приговор. Пройдя несколько шагов от судных ворот, указывают вделанную в стену древнюю капитель, означающую то место, где Спаситель сказал, обратясь к следовавшим за Ним с плачем женам Иерусалимским, чтобы они не о Нем, а о себе плакали. Далее нельзя прямо идти страстным путем: он застроен домами, - надо обходить. Шагов 15 не доходя храма Воскресения Христова, находим колонну, означающую третье падение Христа Спасителя; тем и кончается страстной путь.

 

Вблизи Иерусалима на Голгофе

Голгофа (краткая историческая справка)

Так называлась горная возвышенность на северо-запад от Иерусалима. Сейчас Голгофа находится в самом городе, близ западной его оконечности. Голгофа в переводе означает краниево или «лобное» место, а также переводится словом «череп». Так она называлась, по мнению одних, по сходству ее с головным черепом, по кругообразной форме своей; а, по мнению других, по множеству находившихся на ней черепов казненных преступников. По преданию же Церкви, здесь царем Мелхиседеком был погребен Адам. Голгофа была местом позорным, уделом злодеев, и на это-то место приведен был Единородный Сын Божий неистовыми распинателями Своими. Вступив во храм Воскресения Христова, вправо от святых врат и камня миропомазания, по мраморной лестнице 28-ю ступенями входим на святую гору Голгофу. В одном из утесов Голгофы было углубление в виде пещеры. Там стерегли преступников, приводимых на распятие, пока приготовляемо было все нужное для совершения над ними казни. В эту пещеру всажен был и Божественный Страдалец. Возле скалы Голгофской была лощина, куда повергали тела и кресты распинаемых. Туда был повергнут и крест Господень, и, дабы скрыть на веки это сокровище, враги креста засыпали его камнями и землею, и на месте этом построили храм языческой богине Венере; но, по благоволению Божию, по прошествии 300 лет после Р.Х., Крест Христов обретен был благочестивою царицею Еленою. Алтарь и престол Голгофские открыты, как бы в знамение призвания всего мира в Церковь Христову. На возвышенном мраморном помосте стоит величественное во весь рост распятие Христово; животворящая кровь Господня как бы струится из пресвятых Его язв на Голгофу; кресту предстоят пораженные глубокой скорбью пречистая Его Матерь и возлюбленный ученик Иоанн. Открытый престол Голгофский осеняет то самое место, где находится небольшое круглое отверстие, в которое водружен был животворящий крест Господень. Отверстие обложено серебряным окладом с чеканным на нем изображением страстей Христовых; к этому месту припадая благоговейно, со страхом и любовью прикладываются поклонники. Позади Распятия и престола сделан иконостас с изображением страстей Христовых. Иконы украшены сребропозлащенными ризами, стены и своды расписаны, несколько богатых лампад, неугасимо горящих, довершают украшение святилища Голгофского. В правой стороне оного находится отделенная аркой латинская церковь, на том месте, где, по преданию, пригвождали Господа ко кресту. Патриархи и архиереи служат на Голгофе без митр, в воспоминание уничижения Христова, бывшего на сем месте. Кресты разбойников, стоявшие несколько позади креста Христа Спасителя, обозначены черными кругами на мраморном помосте Голгофы. Сойдя с Голгофы, входим в придел, устроенный под Голгофской Церковью во имя святого Иоанна Крестителя Господня. За престолом, сквозь железную решетку, при свете неугасимо теплящейся лампады, видно продолжение Голгофской трещины; здесь, по общему на востоке преданию, погребена глава праотца нашего Адама. Где было начало смерти, там последовало начало жизни. «Якоже бо о Адаме все умирают, такожде и о Христе все оживут.» (1 Кор. 15, 22). Посему и место сие называется краниево, или лобное. В обычай вошло с древних времен, в воспоминание сего предания, изображать под крестом череп головы Адамовой. В притворе сего придела со входа, по преданию, погребен священник Бога Вышнего Мельхиседек, царь Салимский. Против Голгофы, в 60 шагах от нее, находится за решеткою камень, именуемый «узы Спасителя», с иссеченными в нем двумя отверстиями, в которые были заключены пресвятые ноги Спасителя во время мучений Его в претории, откуда перенесен этот камень. От сего места, в 10 шагах, в углублении находится придел, посвященный Божией Матери. В бывшей тут пещере Божественного Страдальца стерегли воины во время приготовления на Голгофе орудий для Его казни; а, когда повели Его на вольное распятие, то тут оставались пренепорочная многоскорбная Его матерь со святыми женами и взирали с сего места, как неистовые изверги-мучители, возложив преступные богоубийственные руки свои на неповинного Агнца, сладчайшего Ее Сына и Господа, немилосердно пригвождали Его к кресту.

 

Ин. 19, 18-24: Истязание. Распятие. Надпись на табличке. Жребий[180] об одежде.

 

Распятие и Крест Господень (краткая историческая справка)

О мучении на Голгофе и распятии Христовом святитель Димитрий Ростовский, основываясь на описаниях древних святых отцов, повествует, что когда привели Господа на Голгофу для распятия и стали снимать с Него одежды, прилипшие к иссеченному телу Его, то язвы Его терзались и раздирались, и лютейшая болезнь обновлялась, что пред распятием Господь обесчещен был мерзким плюновением, что Сам Долготерпеливый восхотел Он возлечь на крест, но зверообразные мучители Его, яростно устремившись, повергли Его на крест, и с таким неистовством растянули пресвятое тело Его, что все составы расступились и подвинулись со своих мест; и столь немилостиво пригвоздили руки и ноги Его к кресту, что все жилы и составы Его терзались. Тогда сбылось пророческое слово: «ископаша руце Мои и нозе Мои; исчетоша все кости Мои» (Пс. 21, 16-18). Распятие от древних времен служило самою жестокою и позорною смертною казнью и доселе (на конец XIX века) еще существует между индусами и китайцами. Римляне считали распятие самою позорною смертью, на которую осуждались только одни изменники и великие злодеи. Известный Римский оратор Цицерон считал даже самое упоминание о крестной казни недостойным Римского гражданина и свободного человека. Осужденный на распятие был обнажаем с оставлением только узкого препоясания вокруг чресл, привязываем до груди к крестному древу и затем его мучительно били прутьями, или бичами, сделанными из кожаных полос, что уже одно причиняло смерть. После бичевания преступника заставляли нести весь крест, или часть его, к месту казни. Местом казни обычно служило какое-либо возвышенное место вне города и близ большой дороги. И вот, предварительно сняв с распинаемого одежды, его сначала привязывали к крестному древу, и затем пригвождали к кресту его руки и ноги острыми железными гвоздями. Чтобы несколько облегчить страдания преступника, было в обычае давать ему вино, смешанное со смирною. Уксус также служил освежительным питьем для римских воинов. Господь не принял вино со смирною и вкусил несколько уксус. Преступников обыкновенно пригвождали к кресту четыре Римских солдата, назначенные для этой цели, которым обыкновенно отдавалась по жребию одежда распинаемого. По Римскому обычаю, преступление распятого писалось кратко на дощечке, которая сверху прикреплялась к кресту. Она называлась у Римлян titulus, или, в русской Библии, надпись. Растяжение членов после только что перенесенного мучительного бичевания, невозможность сделать малейшее движение без страшной боли, прободение рук и ног острыми гвоздями, и притом в частях тела самых восприимчивых к мучительной боли, долговременное висение на кресте под лучами палящего солнца, потеря крови, – все это усиливало до самой высшей степени крестные страдания. Это нередко продолжалось до трех дней и более. Вот почему Пилат удивился, узнавши, что Господь Иисус Христос предал дух Свой раньше означенного времени (Мк. 15, 44). У Римлян осужденный на крестную смерть нередко оставался на кресте дотоле, пока тело его не падало на землю от собственной тяжести; но в провинции Иудейской иудеям было позволено, в силу предписаний закона Моисеева: «Если в ком найдется преступление, достойное смерти, и он будет умерщвлен, и ты повесишь его на дереве, то тело его не должно ночевать на дереве, но погреби его в тот же день, ибо проклят пред Богом [всякий] повешенный [на дереве], и не оскверняй земли твоей, которую Господь Бог твой дает тебе в удел» ( Втор. 21, 22-23), - оканчивать страдания осужденных на крестную казнь и прежде солнечного заката. Это производилось различными способами: иногда подкладывали огонь к подножию креста, а иногда перебивали члены их молотом, или прободали бок копьем. Кресты были различной формы: трехчастный, вроде греческой буквы «тау» – T, четырехчастный – квадратный – +, или продолговатый – † и косвенный, в роде греческого C. Неопровержимые основания имеют для себя четырехконечная форма креста Христова, – только этот крест удовлетворяет показаниям всех евангелистов. Что касается до древа, из какого был сделан крест, то наиболее распространенное мнение, что он был сделан из трех дерев: из кипариса, певга (один из видов сосны, или, по мнению других, это особый род кедра или особый род кипариса) и кедра. Об этом повторяется и в песнях церковных и в молитвах («Слава Ливана придет к тебе, кипарис и певг и вместе кедр, чтобы украсить место святилища Моего, и Я прославлю подножие ног Моих» – Ис. 60, 13). Крест врывали в землю, а в высоту иногда он простирался, как говорят, от 3 до 4,5 метров, так что ноги страдальца обыкновенно отстояли от земли на 1,2 метра. Поперечная перекладина обыкновенно бывала от 2 до 2,5 метров в длину. Толщина же Креста была около 22 см. При такой величине и толщине он был очень тяжел. Эта перекладина находилась в середине или близ средины верхней части креста, на которую преступника поднимали веревками. На месте бывшего вертограда Иосифова находится католический храм, в коем хранится за решеткой, открываемой только в великую среду, часть каменного столба, к которому Иисус Христос был привязан в темнице во время мучений Его, и здесь же будто бы, узнан был из трех обретенных царицею Еленою крестов – Крест Христов. От сего места сход по 28 ступеням в подземную армянскую церковь, из коей еще 12 ступеней ведут в подземелье, где святой Еленою обретен был Животворящий Крест Господень в 326 г. По Р.Х. На месте обретения его, в самом углублении пещеры устроен греческий престол. В этом подземелье видны огромные камни природной скалы, в том виде, в каком они остались после землетрясения, бывшего во время страстей Христовых. Здесь же устроен католический престол и вверху видно окно в скале, из которого, по преданию, святая Царица Елена смотрела на работавших при откапывании креста Господня, который врагами Его глубоко был засыпан. Тут же указывают каменное ложе, наподобие кресел, на котором сидела святая царица. Подземелье это находится на месте бывшей лощины, именуемой «юдолию мертвых, куда повергали тела распятых с крестами их; туда же низринут был и крест Христов, а впоследствии засыпан землею, камнями и всяким сором. В Палестине находится монастырь, именуемый Крестным потому, что он построен на том месте, где по преданию, произрастало древо, употребленное впоследствии на крест, на коем распят был Господь наш Иисус Христос. Под престолом соборной церкви в полу сделано обложенное серебром отверстие, к которому паломники прикладываются. Это, по преданию, то самое место, где произросло честное древо, срубленное на крест Господень; с зажженными свечами паломники спускаются в самую пещеру, находящуюся под алтарем. Священная история изобилует прообразами Честного и Животворящего Креста: Начертал некогда Моисей знамение Креста на водах Чермного моря, и оно расступилось: люди Божии прошли по дну его, как по суше. Нестерпимая была горечь источников в пустыне, но как только боговдохновенный вождь Израильский вложил древо в воды, они сделались сладкими, чем преобразовалось древо Креста Господня, источившее сладость всему миру. Ударил Моисей жезлом краесекомый камень, и потекли из него благодатные струи, утоляющие духовную жажду верующими. Пророк Елисей погрузил древо в Иордан и оно извлекло сокрытую в глубине вод секиру, в знамение того, что древом крестным из чрева адова изведены грешники. Распростер Иисус Навин крестообразно руки свои, и ста солнце посреди небеси (Нав. 10, 12). И во многих знамениях ветхозаветных предизображался Крест Христов, - спасительное оружие мира, непобедимая победа. Блаженны уста наши, лобызающие сие драгоценнейшее древо! Блаженны чело и перси, и рамена наши, осеняемые победоносным этим знамением! Крестом святые Апостолы, как неким чудным ралом, возорали всю вселенную и посеяли на ней слово Божие, как пшеницу. Из них святой Апостол Андрей, веденный мучителями к Кресту на распятие, увидев издали крестное знамение, с восторгом взывал: «радуйся, Кресте, плотию Христа освященный, и членами Его, как маргаритами украшенный! Прежде, нежели возшел на тебя Господь мой, ты страшен был для земных; но теперь, когда ты вместил в себя любовь небесную, то быть распростертым на тебе есть дар. Знают верные, сколько сокрыто в тебе щедрот, сколько уготовано наград. Безбоязненно и весело я иду к тебе; но и ты с веселием и радостью прими меня, ученика Распявшегося на тебе. Я всегда любил тебя и горел желанием обнять тебя. О, блаженный кресте, приявший великолепие и красоту от членов Господа, многократно желанный и неусыпно искомый! Возьми меня от Среды человеков, и вручи Учителю моему. Пусть от тебя получит меня Тот, Кто чрез тебя искупил меня» (Послание пресвитеров и диаконов Ахаия, учеников святого Апостола Андрея и очевидцев его мученичества). Святая Церковь поет: «Иже Крестом ограждаеми, врагу противляемся, не боящеся того коварства, ни ловительства: яко бо гордый упразднися и попран быть на древе, силою распятого Христа» (стихиры честному Кресту, глас 6).

 

Лк. 23, 34а: Молитва о прощении распинающих.

 

Пророчество о молитве за врагов:

Пс. 108, 4: За любовь мою они враждуют на меня; а я молюсь.

 

Мф. 27, 39-44: Люди насмехаются над распятым Спасителем.

Ин. 19, 25-29: Иоанн Богослов и Богоматерь[181] у подножия Креста.

Плач[182] Пресвятой Богородицы.

 

Пророчество о друзьях, стоящих в отдалении:

Пс. 37, 12: Друзья мои и искренние отступили от язвы моей, и ближние мои стоят вдали.

 

Лк. 23, 39-43: Обращение благоразумного разбойника.[183]

Покланяясь страстям Христовым, возопиим со Святой Церковью: днесь Владыка твари и Господь славы на кресте пригвождается и в ребра прободается, желчи и оцта вкушает, сладость церковная; венцем от терния облагается, покрываяй небо облаки, одеждою облачится поругания, и заушается бранною рукою, рукою Создавый человека; по плещма биен бывает, одеваяй небо облаки, заплевание и раны приемлет, поношения и заушения; и вся терпит мене ради осужденного, Избавитель мой и Бог, да спасет мир от прелести, яко благоутробен.

Пророчество о распятии Спасителя:

Втор. 28, 66: И будет живот твой висящ пред очима твоима.

Мф. 27, 45: Сопровождение страшных событий затмением[184].

Пророчество о затмении:

Ам. 8, 9: И будет в тот день, говорит Господь Бог: произведу закат солнца в полдень и омрачу землю среди светлого дня.