Галилея

Мф. 11, 1: Путешествие по Галилее.

Наин

Лк. 7, 11-17: Воскрешение сына наинской[448] вдовы.

Галилея

Мф. 11, 2-19: Иоанн Креститель посылает учеников к Иисусу. Иисус свидетельствует об Иоанне перед его учениками.

Мф. 11, 20-30: Обличение нечестивых городов Хоразина[449] и Вифсаиды[450] и призыв к Себе труждающихся и обремененных.

Иерусалим

Лк. 7, 36-50: Кающаяся грешница[451] у ног Иисуса в доме Симона фарисея. Притча о двух должниках.

Лк. 8, 1-3: Новое путешествие по Галилее с учениками. Служение женщин Иисусу своим имением: Марии Магдалины, Иоанны[452], Сусанны[453].

 

Святая равноапостольная Мария Магдалина

(краткая историческая справка)

Святая равноапостольная Мария Магдалина происходила из Галилейского города Магдала или Мигдаль, что близ Капернаума. Теперь здесь стоит небольшая церковь от Горненского женского монастыря. Здесь теплый источник, +26°С круглый год. Теплый источник, впадая в озеро, делает акваторию близ монастырского берега самой благоприятной для обитания рыб. После того, как Господь изгнал из нее семь бесов (см. Лк. 8, 2), Мария стала его верной ученицей. Во время земной жизни Спасителя Мария Магдалина служила Ему вместе с некоторыми другими женами. При крестных страданиях Господа Мария Магдалина, вместе с другими лицами, стояла при кресте Его и присутствовала при Его погребении. На рассвете первого дня недели, после субботы вместе с другими женами она поспешила ко гробу, чтобы помазать принесенными ароматами тело Спасителя. Мария Магдалина была первою, которой явился воскресший Спаситель, и она же первая удостоилась услышать отрадное повеление Господа идти к ученикам и сказать им, что Он воскрес из мертвых. По преданию, она проповедовала Евангелие в Риме, принесла жалобу Римскому императору Тиверию на Пилата и принесла ему красное яйцо, как символ страданий и Воскресения Господа. Предание утверждает, что Тиверий был тронут проповедью св. Марии и предложил сенату включить Христа в сонм римских богов, но сенат отклонил это предложение. Затем святая Мария отправилась в Эфес, где помогала святому Иоанну Богослову в его проповеди. С ее слов была написана 20-я глава Евангелия от Иоанна. Скончалась и погребена она в Ефесе. Еще в середине VII века показывали гробницу Марии Магдалины в Ефесе, а при Льве Мудром в 886 году по Р.Х. мощи ее из Ефеса перенесены в Царьград. Полагают, что во время крестовых походов они были увезены в Рим и положены под алтарем Латернского собора. Часть мощей святой Марии Магдалины находятся во Франции, близ Марселя. Часть святых мощей хранятся в монастырях Афона и в Иерусалиме. Святая Церковь совершает память ее 22 июля/4 августа.

 

Капернаум

Лк. 11, 14-26: Исцеление бесноватого и ответ фарисеям. О хуле на Духа Святаго.

Мф. 12, 33-37: Дерево узнается по плоду. О праздном слове.

Мф. 12, 38-45: О знамении Ионы[454] пророка.

Мф. 12, 46-50: Матерь и братья[455] Иисуса желают говорить с ним. Женщина[456] прославляет матерь Христову. Похвала исполняющего волю Отца Небесного.

Берег Галилейского озера

Притча о сеятеле (Мф. 13, 1-23):

Мф. 13, 1-9: Притча о сеятеле;

Мф. 13, 10-17: Для чего говорить притчами?

Мф. 13, 18-23: Объяснение притчи о сеятеле.

Мф. 13, 24-30, 36-43:Притча о пшенице и плевелах и объяснение ее.

Мк. 4, 21-25: Притча о свече и о мере.

Мк. 4, 26-29: Притча о невидимо растущем семени (о посевах и всходах).

Мф. 13, 31-32: Притча о зерне горчичном[457].

Мф. 13, 33: Притча о закваске.

Мф. 13, 34-35: О говорении притчами;

Мф. 13, 44: Притча о скрытом сокровище.

Мф. 13, 45-46: Притча о жемчуге.

Мф. 13, 47-52: Притча о неводе.

Мф. 8, 18-22 и Лк. 9, 61-62: О следовании за Христом.

 

Галилейское озеро

Мк. 4, 35-41: Усмирение бури.

Восточный берег Галилейского озера, Перея

Мк. 5, 1-20: Изгнание бесов из Гадаринского[458] бесноватого[459]. По описанию Евангелиста Матфея, бесноватых было двое, а само исцеление происходило в стране Гергесинской[460] (Мф. 8, 28-34). Бесы входят в стадо свиней.[461]

Капернаум

Мк. 5, 21-43:Просьба Иаира[462] о помощи. Исцеление кровоточивой[463] женщины.[464] Воскрешение дочери Иаира.

Мф. 9, 27-31: Исцеление двух слепых.

Пророчество об исцелении слепых:

Ис. 42, 7: «чтобы открыть глаза слепых, чтобы узников вывести из заключения и сидящих во тьме из темницы».

 

Мф. 9, 32-34: Исцеление немого бесноватого.

 

Назарет

Мк. 6, 1-6а: Проповедь в Назаретской синагоге. Второе отвержение Иисуса Христа в Назарете.

 

Апостол и Евангелист Марк (краткая историческая справка)

Святой апостол и евангелист Марк, называемый так же Иоанн-Марк (Деян. 12, 12), апостол от 70-ти, племянник апостола Варнавы, родился в Иерусалиме. Дом его матери, Марии, примыкал к Гефсиманскому саду. Еврейское имя его было Иоанн, а по-латински – Марк. Он происходил из колена Левиина, от племени священнического. Как говорит церковное предание, в ночь Крестных страданий Христа он следовал за Ним, завернувшись в плащ, и убежал от схвативших его воинов (Мк. 14, 51-52). После Вознесения Господня дом матери святого Марка стал местом молитвенных собраний христиан и пристанищем для некоторых из апостолов (Деян. 12, 12). Святой Марк был ближайшим сподвижником апостолов Петра, Павла, и Варнавы. Вместе с апостолами Павлом и Варнавой святой Марк был в Селевкии, оттуда отправился на остров Кипр и прошел его весь с востока на запад. В городе Пафе святой Марк был свидетелем того, как апостол Павел поразил слепотой волхва Елима (Деян. 13, 6-12). После трудов с апостолом Павлом святой Марк вернулся в Иерусалим, а затем вместе с апостолом Петром побывал в Риме, оттуда по его повелению отправился в Египет, где основал Церковь. Во время второго благовестнического путешествия апостола Павла святой Марк встретился с ним в Антиохии. Оттуда он отправился на проповедь с апостолом Варнавой на Кипр, а затем опять ушел в Египет, где вместе с апостолом Петром основал много Церквей, в том числе и в Вавилоне. Когда апостол Павел находился в узах в Риме, апостол Марк был в Ефесе, где кафедру занимал святитель Тимофей. Вместе с ним апостол Марк прибыл в Рим. Там он и написал святое Евангелие (ок. 62-63 гг.). Из Рима святой Марк снова удалился в Египет и в Александрии положил начало христианскому училищу, из которого впоследствии вышли такие знаменитые отцы и учителя Церкви, как Климент Александрийский, святитель Дионисий, свт. Григорий Чудотворец и другие. Ревнуя об устроении церковного Богослужения, святой апостол Марк составил чин Литургии для александрийских христиан. Затем Марк с проповедью Евангелия посетил внутренние области Африки, был в Ливии, Нектополе. Во время этих путешествий святой Марк получил повеление от Духа Святого вновь идти в Александрию для проповеди язычникам. Там он поселился в доме сапожника Анании, которому исцелил больную руку. Сапожник с радостью принял святого апостола, с верой внимал его повествованиям о Христе и принял Крещение. Вслед за Ананией крестились многие жители той части города, где он жил. Это возбудило ненависть язычников, и они собрались убить святого Марка. Узнав об этом, святой апостол поставил Ананию епископом, а трех христиан: Малка, Савина и Кердина – пресвитерами. Язычники напали на святого Марка, когда апостол совершал богослужение. Его избили, волокли по улицам города и бросили в темницу. Там святой Марк удостоился видения Господа Иисуса Христа, Который укрепил его перед страданиями. На следующий день разъяренная толпа снова повлекла святого апостола по улицам города на судилище, но по дороге святой Марк скончался со словами: «В руки Твои, Господи, предаю дух мой». Язычники хотели сжечь тело святого апостола, но когда развели костер, все померкло, раздался гром, и произошло землетрясение. Язычники в страхе разбежались, а христиане взяли тело святого апостола и погребли его в каменной гробнице. Это было 4 апреля 63 года. Память его Церковь празднует 25 апреля/8 мая. В 310 году над мощами святого апостола Марка была построена церковь. В 820 году, когда в Египте установилась власть арабов-магометан, и Христианскую Церковь теснили иноверные, мощи святого перенесли в Венецию и поставили в храме его имени. Недавно Папа Римский передал мощи святого апостола Марка в дар Коптской Церкви, где они и пребывают (Египет, Каир). В древней иконографической традиции, усвоившей святым евангелистам символы, заимствованные из видения святого Иоанна Богослова (Откр. 4, 7), святой Марк изображается со львом – в озна-менование могущества и царственного достоинства Христа (Откр. 5, 5). Святой Марк писал свое Евангелие для христиан из язычников, поэтому он останавливается преимущественно на речах и делах Спасителя, в которых особенно проявляется Его Божественное всемогущество. Многие особенности его повествования можно объяснить близостью к апостолу Петру. Все древние писатели свидетельствуют, что Евангелие от Марка является краткой записью проповеди и рассказов первоверховного апостола. Одной из центральных богословских тем в Евангелии святого Марка является тема силы Божией, совершающейся в немощи человеческой, ибо Господь делает возможным то, что у людей невозможно. При действии Христа (Мк. 16, 20) и Духа Святого (13, 11) ученики его идут и проповедуют Евангелие всей твари (13, 10; 16, 15).

 

Галилея

Мф. 9, 35-38: Господь говорит о нужде в работниках для жатвы.

Мф. 10, 1-42: Наставление Двенадцати и отправление их на проповедь.