Помещение синедриона

Лк. 22, 66-71: Окончательный[534] приговор Иисусу синедрионом.

 

О потере Синедрионом права суда (краткая историческая справка)

Уже за 23 года до казни Христа синедрион был лишен права выносить смертные приговоры. Произошло это после свержения Архелая, сына Ирода, в 11 году. Прокураторы, действовавшие от имени императора Августа, считали, что только они сами могут решать вопросы жизни и смерти. Право выносить смертные приговоры отбиралось у всех народов, попавших под владычество римлян. «Римляне оставляли право меча за собой», – комментирует историк Тацит. В самом Талмуде признается: «за сорок с небольшим лет до разрушения Храма, право выносить смертные приговоры было отобрано у евреев». Более чем вероятно при этом, что данное событие произошло еще раньше, во времена Копония (7 г. по Р. Х.), как писал раввин Рахмон, «когда члены синедриона потеряли право решать вопросы жизни и смерти, ими овладело общее уныние. Они посыпали себе головы пеплом, а тела укутали рогожей, крича: «Горе нам, ибо Иудея потеряла свой скипетр, а Мессия не пришел!». Иосиф Флавий, очевидец этого процесса распада, писал: «После смерти прокуратора Феста, когда Альбин готовился прийти к нему на смену, первосвященник Анна решил, что обстоятельства благоприятствуют созыву синедриона. На эту спешно созванную ассамблею он доставил Иакова, брата Иисуса, называвшего себя Христом, и некоторых других, и приговорил их всех к смерти через побитие камнями. Все мудрецы и законопослушники, бывшие в то время в Иерусалиме, осудили этот поступок... некоторые даже пошли к самому Альбину, который уехал в Александрию, чтобы привлечь его внимание к этому нарушению закона и сообщить ему, что Анна нелегально созвал синедрион без санкции римских властей». В Талмуде находим также следующую фразу: «Поскольку синедрион уже лишен права выносить смертные приговоры, в этом законе нет практической нужды, и появится она лишь в дни Мессии».

Дворец римского правителя – Претория[535]

Лк. 23, 1-5 и Ин. 18, 28-32: Иисус перед Пилатом. Пилат пытается отпустить Иисуса.

 

Понтий Пилат (краткая историческая справка)

Пилат, или Понтий Пилат, был назначен Римским правителем Тиверием, прокуратором Иудеи в 29 году по Р.Х. Это было на двенадцатом году царствования Тиверия, наследовавшего власть после Августа. Пилат жил в Кесарии Палестинской, но являлся в назначенные времена в Иерусалиме для наблюдения за сбором податей Римскому правительству и в то же время производил здесь судебные разбирательства. Его правление было вообще крайне неприязненно для Иудеев, так как он ни сколько не колебался продавать за деньги правосудие и произносить какой бы то ни было приговор вопреки справедливости. Историки передают о его хищничестве, убийствах, мучениях, которым он подвергал невинных без судебного разбирательства, – он отличался крайне суровою жестокостью во все времена своего правления (В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их - Лк. 13, 1). Так, например, Пилат «ночью ввез в Иерусалим завернутые в полотно изображения кесаря; их называют знаменами. Утром среди иудеев началось великое смятение; подойдя поближе, они ужаснулись от увиденного: попраны законы их, не позволявшие ставить в городе никаких изображений» (Иосиф Флавий, «Иудейская война»). Иосиф Флавий пишет: «После этого Пилат вызвал новое волнение, взяв священную казну (она именуется «корван») на устройство водопровода (вода находилась за 300 стадий – ок. 56 км.). Евреи были в негодовании и, когда Пилат прибыл в Иерусалим, обступили его с криками. Пилат предвидел это возмущение и поставил в толпе вооруженных воинов, переодетых в обычное платье; мечами пользоваться запретил и велел по знаку, который он подаст со своего седалища, бить кричавших палками. Многие избиваемые погибли от ударов, многих растоптали в бегстве свои же. Толпа, устрашенная судьбой погибших, замолчала». Тот же автор сообщает о многих волнениях и переворотах в самом Иерусалиме; по его утверждению, с этого времени и город, и вся Иудея не знали покоя: восстания, войны, злодеяния непрерывно следовали одно за другим, и, наконец, осада Веспасиана, погубившая город. Так поразил Иудею Божий суд за преступление против Христа. Пилат правил Иудеею с 26-го до 36-го года по Р. Х, почти до смерти Кесаря Тиверия. «Вызванный в Рим по делу об убийстве Галилеян, по его распоряжению, в самом храме, во время жертвоприношения, Пилат, по определению суда, был низложен и сослан в заточение в Вену в Галлию, где мучимый угрызениями совести лишил себя жизни» (Евсевий, «Церковная история»).