Дворец римского правителя

Лк. 23, 13-25 и Ин. 18, 33-40: Пилат опять пытается отпустить Иисуса. Иудеи испрашивают Варавву[537].

 

Мф. 27, 19: Жена[538] Пилата отговаривает мужа от приговора.

Мф. 27, 24-30: Пилат умывает руки и предает Иисуса на смерть. Бичевание.[539] Терновый венец.

 

Страдания Господни (краткая историческая справка)

Шагах в 12-ти от дома Пилатова, на другой стороне улицы, то есть на правой, если идти от ворот Гефсиманских, находится место бичевания. Прежде здесь был дом, в котором помещались воины Пилатовы. Место это принадлежит ныне франкам. Они обновили построенную в древности на этом месте святой царицею Еленою церковь. С улицы, через небольшую дверь, входим на вымощенный небольшой двор. Внутри церковь – продолговатая и невысокая со сводами; под открытым алтарем на мраморном помосте видно место, отмеченное черным кругом: это место бичевания, обагренное Божественною кровию Искупителя мира. Само здание состоит из двух частей: над входом в одну часть, в длину всей стены, сделана крупными словами на латинском языке надпись из Евангелия: «Пилат взял Иисуса и бичевал». Над входом в другую часть церковного здания такая же надпись из Евангелия: «и сплетше возложиша на Него терновый венец». По мнению большинства толкователей, терновый венец был сделан из белого терновника, росшего в изобилии в окрестностях Иерусалима. Внутри этой части здания находится небольшая продолговатая комната, в которой Спаситель предан был поруганию воинов и черни. Место это принадлежит ныне так же фрацисканам. Пилат, думая удовлетворить лютости врагов Иисусовых, повелел подвергнуть Его жестокому наказанию – бичеванию. Бичи делались из веревок или ремней, с вплетенными в них по местам острыми костяными или металлическими палочками; наказание это было столь бесчеловечно, что нередко истязуемые умирали под ударами, число коих предоставлялось человеколюбию или бесчеловечию воинов. Бичевание составляло род увеселения для этих грубых людей и совершалось на дворе прокуратора, куда созвана была во время страданий Господних большая часть военной спиры, или когорты, заключавшей в себе от 400 до 610 человек. Страдания Господни были столь жестоки, что слух человеческий едва выносит описание их; сердце болезненно содрогается, при воспоминании об этих лютых мучениях. Господь, как упоминает святитель Дмитрий Ростовский, основываясь на писаниях древних святых отцов, во время бичевания Его обнажен был, и, самоохотно обняв столб, крепко привязан был к нему, и столь жестоко был биен, что пречистое тело Его, иссеченное до костей и почерневшее, отторгалось и висело, а кровь преизобильно истекала, орошая землю так, что когда Божественный Страдалец отвязан был от мучительного столба, то от крайнего истощения упал на землю, покрытый, вместо одежды, лишь язвами и облитый кровию Своею, и по таких лютейших мучениях от всех посмеваемый и поругаемый, одежды Свои, далеко от Него отброшенные, собирал, трясясь от лютых страданий и холода, ибо тогда была зима. Свирепые воины, не довольствуясь жестокими мучениями Спасителя при бичевании, подражая посмеянию Ирода, заставляли Божественного Страдальца представить лице ложного царя, и на Его пресвятое и изъязвленное тело набросили багряницу, или хламиду червленую, одежда таковая имела вид епанчи и употребляема была лишь военачальниками; а та, в которую облекли Господа, вероятно была старая, изношенная и покрывала только половину обнаженного Господня тела. Все это было сделано в поругание над Божественным Страстотерпцем, за мнимое ими домогательство Его быть царем. Не довольствуясь этим, жестокие воины сплели из колючего терна венок, возложили его на Божественную главу Жизнодавца и били по увенчанной главе палками. Венок несколько раз был снимаем и возлагаем, от чего колючие иглистые тернии, вонзались во главу, каждый раз делали новые язвы, источая кровавые истоки. Недоставало еще поруганному Божественному Страдальцу последнего знака царского достоинства – скипетра. Один из воинов, издевавшихся над долготерпеливым Господом, вложил в руку Его тростниковую палку. Потом бесчеловечные воины, продолжая насмехаться над Ним, преклоняли колена, как бы воздавая Ему царскую почесть, и говорили: «радуйся, царь иудейский!». Они плевали на Него, брали из руки Его трость и били по пресвятой главе Его, увенчанной тернием, и по пресвятому лицу Его, так что все пречистое Божественное тело его: уста, ланиты и пресвятое лицо Его и шея, были жестоко избиты железными орудиями (пястьми). Ноздри Его ощущали нестерпимый смрад, исходивший от мерзких и скверных плевотин, коими покрыто было все лице Его. Смертоносно ударяем был Он об каменный столб, за пресвятые власы торган и влачим, по ногам и коленам жестоко ударяем, даже до поткновения. Грудь, чрево и все Его пресвятое тело, даже до костей, иссечено было. По всем частям тела жестоко биен был, и поруганиями и лютыми мучениями, терзан и люто уязвлен, одним словом, от ног до головы не было ни одного целого места, все было покрыто сплошными язвами. Пресвятая кровь из всех составов преизобильно истекала. Поднявшись вверх из подземелья Обретения Честного Креста, приходим в греческий придел «поругания и тернового венца», где под престолом находится часть камня, принесенного из претории, на котором сидел Господь во время возложения на Него багряницы и тернового венца. В стене за решеткою находится венец, сделанный наподобие того, который возложен был на главу Спасителя. Две неугасимые лампады освещают сумрак этого священного места.