Судья Гедеон

Суд. 6, 1: очередное падение народа Израильского, семилетнее рабство от мадианитян.

Суд. 6, 6: вопль Израиля.

Суд. 6, 7-10: Господь о причине падений в народе израильском. Бедствия народа, как наказание за идолопоклонство.

Особое избрание Гедеона[156] (Суд. 6, 11-24), уничиженность Гедеона (Суд. 6, 15).

Разрушение жертвенника Ваалова (Суд. 6, 25-29).

Особое избрание воинов на битву (Суд. 6, 34-35).

Чудесное орошение руна Гедеона (Суд. 6, 36-40).

Прообразовательное значение чуда:

1) руно — народ иудейский, сухая земля — языческий мир, а роса — всеоживляющую благодать Божию (Августин[157], Феодорит[158] и др.);

2) руно — Дева Мария, роса — Христос, сухая земля — весь греховный мир (Ориген,[159] блаженный Иероним, канон Богородице).

Суд. 7, 1-8: Уменьшение войска Гедеонова до 300 человек (уменьшил Господь войско, чтобы видели израильтяне, чей силой избавлены от зла).

Сорокалетняя спокойная жизнь.

Седьмой судья — Фола[160] (Суд. 10, 1-2)

Восьмой судья — Иаир[161] (Суд. 10, 3-5)

Девятый судья — Иеффай

Усиление идолопоклонства в спокойные времена при судьях Фоле и Иаире.

Суд. 10, 6: Страшное падение в идолопоклонство и оставление Бога истинного.

Суд. 10, 7-9: Теснение народа израильского с двух сторон.

Суд. 10, 10-16: Израиль взывает к Господу об избавлении. Праведный гнев Господень — милость Божия.

Суд. 11, 1-3: Происхождение Иеффая[162] (сын блудницы).

Победа над Аммонитянами.

Суд. 11, 29-40: Обет Иеффая.

два толкования обета Иеффая: прямое и символическое (предпочтительность символического, так как есть прямой запрет человеческих жертв в законе Моисея и фраза «оплакивала девство свое»).

Десятый судья – Есевон[163] (Суд. 12, 8-10)

Одиннадцатый судья – Елон[164] (Суд. 12, 11-12)

Двенадцатый судья – Авдон[165] (Суд. 12, 13-15)

Тринадцатый судья – Самсон

Суд. 13, 1: Седьмое отпадение Израиля и порабощение Филистимлянами.[166]

Обещание Божие Маною и его жене о рождении сына (Суд. 13, 2-7: долгое время бесплодны, обещание от ангела).

Самсон[167] — зеркало своего народа: с одной стороны — будучи назореем,[168] то есть полностью посвященным Богу, он был подобным всему народу Израильскому, который был посвящен Господу; с другой, женившись на филистимлянке, отражал пороки своего народа. Первое проявление чудесной силы — растерзал молодого льва (Суд. 14, 5-9).

Загадка на брачном пире — предательство жены — месть Самсона (Суд. 14, 10-20).

Филистимляне убивают жену и тестя Самсона (Суд. 15, 1-8).

Жители Иудеи предают Самсона Филистимлянам (Суд. 15, 9-13).

Месть Самсона филистимлянам (Суд. 15, 14-20).

Самсон в Газе[169] (Суд. 16, 1-3: врата города занесены на гору).

Далида[170] и Самсон, три попытки Далиды узнать источник силы Самсона. Самсон поддается хитрости Далиды (Суд. 16, 4-17).

Самсон в плену у Филистимлян (Суд. 16, 18-22).

Суд. 16, 23-31: последняя месть и смерть Самсона (гибель языческого капища). Причина потери силы Самсоном (о важности исполнения обетов, данных Богу). История Самсона — олицетворение истории народа Израильского (назорейство, необычная сила, блуд, подъемы и падения, смерть под обломками, подобно освобождению народов земли от языческого идолопоклонства через смерть иудейства). Сила народа заключается только в сохранении им своего завета с Богом.