Царь Саул: начало царствования и падение

Желание евреев иметь царя. Самуил становится судьей после смерти Илия. По старости Самуил ставит судьями над Израилем своих сыновей, но они «не ходили путями его, а уклонились в корысть», вследствие чего народ стал требовать от Самуила поставить им царя; просьба народа не нравится пророку, но Господь повелевает ему исполнить просьбу народа. Самуил объявляет права царя (1 Цар. 8, 10-17), но народ настаивает на избрании (1 Цар. 8, 19-20). Избрание Саула[192] на царство (Пророчество Моисея об установлении царской власти. Приход царской власти, как последствия неспособности к самоуправлению по возвышенным началам богоправления. Саул в поисках ослиц Киса. Господь указывает Самуилу на Саула. Израиль принимает Саула своим царем). Начало царствования Саула (победа Саула над Амаликитянами, Самуил слагает с себя звание судьи (условия благоденствия: 1 Цар. 12, 13-15), начало войны Саула с Филистимлянами, ведение Саулом многочисленных войн. Бог отвергает Саула:

1 Цар. 13, 8-15: самоволие Саула (принятие царем священных обязанностей — преступление в подрыве основного начала израильской монархии: подчинение гражданской власти воле Божией в лице пророков и священников. Религиозные интересы подчинены политическим). Повеление Божие истребить Амалика, неповиновение Саула (корысть — причина гнева Господня — 1 Цар. 15, 9).

1 Цар. 15, 10-23: Самуил произносит Божий приговор (памятник в Кармиле,[193] как образец возгордившегося правителя, о причинах отвержения Саула (15, 22-23): «За то, что ты отверг слово Господне, и Он отверг тебя, чтобы ты не был царем над Израилем».

1 Цар. 15, 24-31: Неискреннее покаяние Саула (попытка оправдания себя — ответ согрешившего Адама Богу), Самуил убивает царя Амаликитского и больше не видится с Саулом.