1 Цар. 22, 11-19: Саул убивает Ахимелеха[199] и 85[200] священников.
1 Цар. 27, 1-4: Бегство Давида к Филистимлянам (прообраз бегства Господа Иисуса Христа в Египет);
1 Цар. 28, 3-7: Господь не отвечает Саулу.
1 Цар. 28, 8-19: Саул у Аэндорской[201] волшебницы.
Святоотеческие толкования:
1) душа праведного Самуила была не подвластна темной силе, а потому являлся в образе пророка диавол, гадающий о будущем (Деян. 16, 16) (святитель Дмитрий Ростовский, святитель Филарет Московский);
2) явилась душа пророка Самуила, но не по действию волшебницы и темной силы, а по особому соизволению Божию (Сир. 46, 23: существовавшее мнение в Ветхом Завете о том, что «Самуил пророчествовал и после смерти») (святой Амвросий Медиоланский и блаженный Феодорит);
3) так как душа пророка находилась в то время в шеоле, над которым владычествовал диавол, то явившемся был сам Самуил; конечно, произошло это не без воли Божией (святой Иустин Мученик, Ориген, святой Анастасий Антиохийский) – все три мнения имеют общее: происходящее было по промыслительному действию Божию, и любое из мнений не исключает преступления Саула).
1 Цар. 31, 1-7: Смерть Саула и сыновей его[202] (последнее преступление своей жизни — самоубийство). Саул и Давид — Иуда и Христос.
Вторая книга ЦАРСТВ