Иерусалим и Иерусалимский храм

Время Рождества Господа нашего Иисуса Христа (краткая историческая справка)

Принятое у нас теперь исчисление «от Рождества Христова» введено в VI веке римском монахом Дионисием, по прозванию Малым, который за основание этого летоисчисления поставил расчет, что Господь Иисус Христос родился в 754 году от основания Рима. Этот расчет, как показали потом тщательные расследования, оказался ошибочным: Дионисий ошибся, по крайней мере, на 5 лет, указав год Рождества Христова позже, чем он был в действительности. Эта Дионисианская эра, назначавшаяся сначала для церковного употребления, с X века сделалась общераспространенной в христианских странах и принята в гражданском летоисчислении, хотя всеми хронологами признается теперь ошибочной. Действительный год Рождества Христова можно определить более точно на основании следующих данных Евангелия: 1. Из Мф. 2, 1-18 и Лк. 1, 5 совершенно ясно, что Христос родился еще во время царствования Ирода Великого. Ирод же царствовал с 714 по 750 гг. от основания Рима. В 750 г. он умер за восемь дней перед Пасхою, вскоре после лунного затмения. По вычислению астрономов, это затмение происходило в ночь с 13 на 14 марта 750 года, и иудейская Пасха в этом году приходилась на 12 апреля; следовательно, Ирод умер в начале апреля 750 г. от основания Рима, то есть, по крайней мере, на четыре года раньше нашей эры. 2. Народная перепись, упоминаемая у Луки 2, 1-5, назначенная эдиктом Августа в 746 г. и начавшаяся для Иудеи в последние годы царствования Ирода, была потом приостановлена вследствие смерти Ирода; продолжилась и закончилась она, когда Сириею управлял Квирин, упоминаемый в Евангелии от Луки 2, 2. Вследствие этой переписи в Палестине произошло народное восстание. Ирод подверг зачинщика Февду сожжению 12 марта 750 г. Ясно, что перепись началась несколько раньше этого времени. 3. В пятнадцатый год правления Тиверия Кесаря, по свидетельству Евангелия от Луки 3, 1, святой Иоанн Креститель выступил на проповедь, а Господу Иисусу Христу было тридцать лет (Лк. 3, 23). Август принял Тиверия в соправители за два года до своей смерти, в январе 765 г., и, следовательно, 15-ый год царствования Тиверия начинался в январе 779 г., так как по выражению Евангелиста Луки, Господу Иисусу было в это время «лет тридесять», то, следовательно, родился Он, примерно, в 749 году. 4. По данным Евангелия, крестная смерть Христа Спасителя произошла в тот год, когда еврейская Пасха наступала вечером в пятницу. Астрономические вычисления показывают, что это могло быть только в 783 г. Господу Иисусу Христу в это время шел тридцать четвертый год от рождения, следовательно, Он родился в 749 г. от основания Рима. Таким образом, все вышеприведенные данные, с большой долей вероятности, единогласно свидетельствуют, что годом Рождества Христова необходимо признать 749 год от основания Рима. По недостатку данных в Четвероевангелии, нельзя точно определить и день Рождества Христова. Восточная Церковь первоначально праздновала этот праздник в один день с Богоявлением под общим названием «Епифания» — «Явление Бога в мир» — 6 января. В Западной же Церкви Рождество Христово издавна праздновалось 25 декабря. С конца IV века и Восточная Церковь начала праздновать этот день также 25 декабря. День этот выбран для празднования Рождества Христова по нижеследующим соображениям. Есть предположение, что Захария был первосвященником, и что явление Ангела ему было за завесой в Святом-Святых, куда первосвященник входил лишь однажды в год в день очищения. Этот день приходится по нашему календарю на 23 сентября, каковой день и стали считать днем зачатия Предтечи. В шестой месяц после этого было Благо-вещение Пресвятой Девы Марии, которое и стали праздновать 25 марта, а через девять месяцев, то есть 25 декабря родился Господь Иисус Христос. Нет, однако, данных за то, что Захария был первосвященником. Поэтому вероятнее другое символическое объяснение для выбора дня празднования Рождества Христова. Древние считали, что Христос, как второй Адам, зачался от Пресвятой Девы во время весеннего равноденствия, 25 марта, когда, по древнейшему преданию, создан и первый Адам. Родился же Христос – свет миру, солнце правды через 9 месяцев, во время зимнего сол-нечного поворота, когда день начинает увеличиваться, а ночь уменьшаться. В соответствии с этим, зачатие Иоанна Крестителя, который на 6 месяцев был старше Господа, положено праздновать 23 сентября, во время осеннего равноденствия, а рождение его – 24 июня – время солнечного поворота, когда дни начинают сокращаться. Еще св. Афанасий указывал при этом на слова Иоанна Крестителя в Ин.3,30 «Ему подобает расти, мне же малитися».