Апреля 5 года до н.э.

Лк. 1, 26-38: Благовещение[381] Пресвятой Деве Марии о рождении от Нея Сына Божия.

 

Празднование Благовещения (краткая историческая справка)

Славянское слово «Благовещение» есть перевод греческого euaggelion. Праздник Благовещения обозначается по-гречески EuaggelismoV, по-латински — Annuntiatio. Церковь в день Благовещения неоднократно возглашает: «днесь спасения нашего главизна и еже от века таинства явление...» (тропарь). День Благовещения является и днем воплощения Спасителя: от 25 марта до 25 декабря, когда празднуется Рождество Христово, ровно девять месяцев. Торжественное церковное почитание дня Благовещения началось не позднее IV века, о чем имеются свидетельства в творениях святителей Афанасия Великого и Иоанна Златоуста. Но иконы, изображающие это событие, появились в церкви христианской уже во II веке, еще в Римских катакомбах, например, на стене усыпальницы святой Прискиллы. Иконы Благовещения, символизирующие начало искупления рода человеческого, с древних времен по церковному законоположению устрояются на царских вратах. Царские врата изображают вход в Царство Небесное, а икона Благовещения напоминает нам об отверзении для нас рая, так как это священное событие явилось «главизною» нашего спасения.

 

 

Пророчества о пришествии Спасителя:

Быт. 3, 15: «И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту».

Ис. 2, 2: «И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор, и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы».

Ис. 28, 16: «Посему так говорит Господь Бог: вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится».

Ис. 32, 1-4: «Вот царь будет царствовать по правде, и князья будут править по закону; и каждый из них будет как защита от ветра и покров от непогоды, как источник вод в степи, как тень от высокой скалы в земле жаждущей. И очи видящих не будут закрываемы, и уши слышащих будут внимать. И сердце легкомысленных будет уметь рассуждать; и косноязычные будут говорить ясно».

Ис. 35, 4: «Скажите робким душою: будьте тверды, не бойтесь; вот Бог ваш, придет отмщение, воздаяние Божие; Он придет и спасет вас».

Ис. 49, 1 (Призыв Мессии к Израилю и народам): «Слушайте Меня, острова, и внимайте, народы дальние: Господь призвал Меня от чрева, от утробы матери Моей называл имя Мое».

Дан. 2, 44-45 (Истолкование сна Навуходоносора): «И во дни тех царств Бог небесный воздвигнет царство, которое во веки не разрушится, и царство это не будет предано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно, так как ты видел, что камень отторгнут был от горы не руками и раздробил железо, медь, глину, серебро и золото. Великий Бог дал знать царю, что будет после сего. И верен этот сон, и точно истолкование его!»

Зах. 3, 8-10: «Выслушай же, Иисус, иерей великий, ты и собратия твои, сидящие перед тобою, мужи знаменательные: вот, Я привожу раба Моего, Отрасль. Ибо вот тот камень, который Я полагаю перед Иисусом; на этом одном камне семь очей; вот Я вырежу на нем начертания его, говорит Господь Саваоф, и изглажу грех земли сей в один день. В тот день, говорит Господь Саваоф, будете друг друга приглашать под виноград и под смоковницу».

Мал. 3, 1-2 (Видение пророка): «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищите, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф. И кто выдержит день пришествия Его, и кто устоит, когда Он явится?»

Город Иудин (краткая историческая справка)

Город Иудин — город, в котором жил Захария, отец Предтечи. Сюда отправилась Пресвятая Дева Мария, непосредственно после благовещения, была здесь встречена своею родственницею Елизаветою, женою Захарии, и здесь она провела около трех месяцев после явления ей Архангела Гавриила; здесь родился и провел свое отрочество Иоанн Предтеча. Этот город в Ветхом Завете называется назначенным для жительства священных лиц и в книге Иисуса Навина называется Юттою (15, 55; 21, 16). Дорога к горнему граду Иудину идет от Вифлеемских ворот, по каменистым холмам. Расположен он в обширной горной лощине, посреди садов и обработанных полей. В конце XIX века в нем жило до 500 арабов и мусульман. Селение расположено в обширной горной лощине, на нижнем скате гор, в стране Нагорной. Здесь находится богатый францисканский монастырь, построенный на месте рождения святого Иоанна Предтечи. Монастырь окружен довольно большой арабской деревней, называемой «Айн-Карим», населенною арабами и мусульманами. Величественный храм францисканского монастыря построен в западноевропейском вкусе. Церковь - трехпрестольная; левый престол основан на самом месте рождения того, более коего никто не восстал из рожденных женами. В храме, за золотою решеткою, устроен спуск в пещеру, куда сходим по 8-ми мраморным ступеням; под сводами этой пещеры поставлен богато украшенный престол, на помосте коего виден круг с латинской надписью: «Здесь родился Предтеча Господень». Вертеп украшен дорогими тканями, резьбой и весь обложен мрамором. При выезде из селения показывают водоем, осененный смоковничными и кипарисовыми деревьями; это - древний источник Навфо, упоминаемый в книге Иисуса Навина, тот самый, из которого, по преданию, почерпала воду Пресвятая Дева Богоматерь, во время своего трехмесячного пребывания у праведной Елисаветы. От этого водоема идет дорога к развалинам дома святого Захарии и Елисаветы. Священные остатки сего здания лежат на скате горы; через небольшие ворота входим во двор, посреди которого возвышаются обширные развалины, причем нетрудно заметить, что здание было двухэтажным. Под сводами этих развалин устроен престол, на котором однажды в год иноки обители святого Иоанна Предтечи совершают богослужение. Возле каменного крыльца, ведущего в верхнее здание развалин, показывают то место, где, по преданию, праведная Елисавета пророчески приветствовала Матерь Господа своего: «Благословенна Ты в женах и благословен плод чрева твоего!» На что преблагословенная Дева ответствовала: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Бозе Спасе Моем!». В сей «горней» стране, где праведная Елисавета, мать пророка Иоанна Предтечи, назвала при встрече Деву Марию, свою родственницу, «Матерью Господа» (Лк. 1, 43) сейчас находится Горненский женский монастырь.