Пасхальная утреня предваряется торжественным крестным ходом вокруг храма, чтобы встретить Христа вне его, подобно мироносицам, встретившим воскресшего Господа вне Иерусалима.[173]
Перед началом утрени священник в полном облачении, держа в левой руке пасхальный трисвечник с Крестом, а в правой – кадило, совершает вместе с диаконом каждение престола (трижды).
В 12 часов ночи – удар в колокол.
После каждения священник становится на горнем месте и поет с диаконом стихиру (трижды):
«Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити».
Вначале царские врата и завесы закрыты. При пении стихиры во второй раз открывается завеса; при пении ее в третий раз открываются царские врата и духовенство с пением первых слов стихиры выходит из алтаря на крестный ход, а хор продолжает: «И нас на земли сподоби...»,[174] Старший священнослужитель берет Евангелие (с правой стороны престола), а с левой – икону Христа Спасителя, покрытые платом. Трезвон. Обойдя один раз вокруг храма с пением стихиры: «Воскресение Твое, Христе Спасе...», крестный ход входит в притвор и останавливается перед закрытыми западными дверями, ведущими в храм. Трезвон прекращается.[175] Священник кадит иконы, а также предстоящих и диакона. Затем диакон кадит священника.
После этого священник, взяв кадило и стоя лицом к востоку, трижды крестообразно знаменует кадилом затворенные церковные двери и творит велегласно начало утрени[176] (без возгласа диакона: «Благослови, владыко»): «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице всегда, ныне и присно, и во веки веков».
Хор: «Аминь». Духовенство трижды поет тропарь: «Христос воскресе...», и хор трижды повторяет тропарь.
Затем духовенство поет стихи: «Да воскреснет Бог...», «Яко исчезает дым...». «Тако да погибнут грешницы...», «Сей день, его же сотвори Господь...», «Слава...», и «И ныне», а хор после каждого стиха – тропарь «Христос воскресе...».
После тропаря на «И ныне» священнослужители поют первую половину тропаря: «Христос воскресе из мертвых».
Хор допевает: «И сущим во гробех живот даровав».
В этот момент открываются церковные двери и все участники крестного хода при пении тропаря «Христос воскресе...» входят в храм, ликуя и радуясь, «узрев Царя Христа из гроба, яко Жениха, происходяща». Священник входит в алтарь, а диакон на солее произносит мирную ектенью.
После нее поется пасхальный канон, исполненный неземного восторга. Его составил святой Иоанн Дамаскин (VIII в.).[177] Начальные слова ирмоса каждой песни запеваются в алтаре, а хор продолжает следующие за этим слова ирмоса. Например: духовенство поет первые слова ирмоса «Воскресения день...», а хор продолжает «Просветимся, людие...». После каждого тропаря канона припев: «Христос воскресе из мертвых». Каждая песнь заканчивается повторением ирмоса и заключительным пением (скоро) тропаря: «Христос воскресе...» (трижды).[178]
На всех песнях канона священник с диаконом совершает каждение алтаря, иконостаса и предстоящих.[179]
Кадя народ, священник приветствует (трижды) молящихся словами: «Христос воскресе».
Верующие отвечают: «Воистину воскресе» и, взирая на Крест в руке священника, осеняют себя крестным знамением.
На 8-й песне каждение совершает диакон (со свечой в левой руке). Он также приветствует народ словами: «Христос воскресе».
После каждой песни и заключительного пения тропаря «Христос воскресе» диакон произносит малую ектенью, а священник – особый возглас. Все эти возгласы приведены в Типиконе, Цветной Триоди и в книге «Служба на пасхальную седмицу».
После 3-й песни поется ипакои: «Предварившия утро...».
По 6-й песни – кондак: «Аще и во гроб...» и икос: «Еже прежде солнца...», затем – «Воскресение Христово видевше...» (трижды) и «Воскрес Иисус от гроба, якоже пророче, даде нам живот вечный и велию милость» (трижды).
На 8-й песне перед Троичным тропарем: «Отче Вседержителю...» поется припев: «Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе».
На 9-й песне вместо припева: «Христос воскресе из мертвых...» поются особые припевы к ирмосу и тропарям. Первый припев (к ирмосу): «Величай, душе моя, воскресшаго тридневно от гроба Христа Жизнодавца», и т.д.
По 9-й песни – ексапостиларий: «Плотию уснув...» (трижды).[180]
Затем поются хвалитные стихиры и стихиры Пасхи:
«Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его»;[181]
«Пасха священная нам днесь показася...».
При пении стихир Пасхи священнослужители обычно христосуются в алтаре. Христосование с мирянами обычно относится к концу службы.
Сразу после стихир читается слово святителя Иоанна Златоуста: «Аще кто благочестив и боголюбив..., в котором – на основании притчи Спасителя о работниках виноградника (Мф. 20, 1-16) – все призываются насладиться светлым торжеством Святой Пасхи и войти в радость Господа своего. После этого пасхального слова поется тропарь святому Иоанну Златоусту: «Уст твоих...» (единственное песнопение святому в службе Пасхи).
Затем произносятся две ектеньи – сугубая и просительная.
После возгласа «Твое бо есть...» диакон: «Премудрость».
Хор: «Благослови».
Священник: «Сый благословен...».
Хор: «Аминь». Утверди, Боже».
Священник вместо возгласа «Слава Тебе, Христе Боже...» поет «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ».
Хор допевает: «И сущим во гробех живот даровав».
Священник с Крестом (без трисвечника) совершает отпуст.[182]
«Христос, воскресый из мертвых, смертию смерть поправый и сущим во гробех живот даровавый, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых помилует и спасет нас, яко благ и Человеколюбец».[183]
После отпуста, осеняя народ Крестом на три стороны, священник трижды произносит приветствие: «Христос воскресе».
Народ трижды отвечает: «Воистину воскресе».
Хор поет тропарь: «Христос воскресе...» (трижды), «И нам дарова живот вечный, поклоняемся Его тридневному Воскресению», а затем многолетие.