Литургия

Литургия в день Святой Пасхи бывает «порану», «труда ради бденнаго». Начало литургии[188] – такое же, как и пасхальной утрени.

Диакон: «Благослови, владыко».

Священник: «Благословенно Царство...».

Хор: «Аминь».

Затем священник перед престолом, держа в левой руке Крест и трисвечник, а в правой – кадило, и диакон на горнем месте со свечой поют трижды тропарь: «Христос воскресе...».

Хор трижды повторяет.

Далее священнослужители поют стихи: «Да воскреснет Бог...».

Хор после каждого стиха поет один раз тропарь: «Христос воскресе...».

Священник с диаконом в это время совершает каждение престола, алтаря, иконостаса и народа. При каждении народа священник приветствует молящихся словами: «Христос воскресе».

Возвратившись в алтарь и стоя у престола, священнослужители поют: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ».

Хор: заканчивает: «И сущим во гробех живот даровав». Затем – мирная ектенья и пение праздничных антифонов: «Воскликните Господеви вся земля...» (они поются во все дни Светлой седмицы).

Малый вход с Евангелием бывает не через царские врата, а как обычно.[189] Входный стих: «В церквах благословите Бога, Господа от источник Израилевых» (произносится во все дни Светлой седмицы), и сразу хор поет тропарь: «Христос воскресе...», ипакои: «Предварившия утро...», «Слава, и ныне» – кондак: «Аще и во гроб...». Вместо Трисвятого поется: «Елицы во Христа крестистеся...».[190] Прокимен: «Сей день, его же сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся вонь». Затем чтение Апостола (Деяния, зачало 1-е) и Евангелие (от Иоанна, зачало 1-е). Евангелие положено читать на разных языках, особенно на древних, в знак того, что апостольская проповедь распространилась по всей земле, среди всех народов (Мк. 16,15). Диакон читает Евангелие обычно на славянском языке.[191]

После чтения Евангелия произносятся ектеньи сугубая и об оглашенных; заупокойной ектеньи не бывает (до вторника Фоминой седмицы).

Задостойник на литургии поется с припевом: «Ангел вопияше Благодатней...» и ирмос 9-й песни: «Светися, светися, новый Иерусалиме...».

Причастный стих: «Тело Христово приимите, Источника безсмертнаго вкусите».

Перед причащением народа – диакон: «Со страхом Божиим...».

Хор: «Христос воскресе...» (единожды).

Священник читает молитвы: «Верую, Господи, и исповедую...».

После причащения – священник: «Спаси, Боже, люди Твоя..».

Хор: «Христос воскресе...» (один раз).

Священник: «Всегда, ныне и присно...».

Хор – «Христос воскресе...» (один раз).

Ектенья: «Прости приемше...», возглас.

Затем священник: «С миром изыдем» и заамвонная молитва, после которой освящается артос по особому чину (см. ниже).

Хор «Христос воскресе...» (трижды).

Священник: «Благословение Господне на вас...».

После «Аминь» поет вместе с диаконом в алтаре «Христос воскресе...» (до половины).

Хор заканчивает.

Отпуст – такой же, как и на утрени, только без трисвечника.[192]

Но если совершается крестный ход (а это бывает со второго дня Пасхи), то отпуст священник творит по его окончании. После возгласа: «Благословение Господне на вас...» духовенство поет в алтаре «Христос воскресе...» (до половины), а хор заканчивает его и сразу начинается крестный ход.

Впереди идет свещеносец с фонарем, за ним несут запрестольный Крест, иконы, хоругви и идут певцы.[193] Священник идет с Крестом и трисвечником и кропит народ святой водой.

В это время хор поет пасхальные ирмосы.

По выходе из храма, возле притвора священник читает Евангелие.

Диакон: «И о сподобитися нам...».

Хор: «Господи, помилуй» (3), затем – «Премудрость, прости».

Священник: «Мир всем».

Хор: «И духови твоему».

Священник: «От Матфея святаго Евангелия чтение».

Хор: «Слава Тебе, Господи...», и читается Евангелие.

По окончании чтения диакон: «Господу помолимся, рцем вси».

Хор: «Господи, помилуй» (трижды).

Священник кропит народ святой водой со словами: «Христос воскресе».

Верующие отвечают: «Воистину воскресе».

Таким же образом чтение Евангелия совершается и на других сторонах храма. По возвращении в храм диакон произносит на амвоне сугубую ектенью: «Помилуй нас, Боже...». Возглас: «Яко милостив и Человеколюбец Бог...». Затем священнослужители поют «Христос воскресе...» (до половины).

Хор заканчивает: «И сущим во гробех живот даровав».

Священник творит отпуст.[194]

По окончании литургии бывает христосование священнослужителей с народом. При целовании и приветствии христиане издревле дарят друг другу красные яйца. Яйцо есть символ жизни.

Обычай дарить пасхальные яйца, согласно древнему церковному преданию, ведет свое начало от святой Марии Магдалины, которая преподнесла императору Тиверию красное яйцо с приветствием: «Христос воскресе».