Чин освящения артоса

В конце литургии в день Пасхи, после заамвонной молитвы, совершается освящение артоса (в переводе с греческого означает «хлеб»). Артосом называется большая просфора с изображением на ней Креста или Воскресения Христова. В день Пасхи она полагается на аналое в храме (обычно у местной иконы Спасителя) и находится там всю Светлую седмицу. Во время крестного хода на этой седмице обычно носят и артос, а в монастырях после литургии он переносится в трапезную при пении тропаря. Здесь после трапезы бывает возношение артоса, а потом он снова переносится в храм при пении 9-й песни Пасхального канона. В светлую пятницу вечером, т.е. на субботу, артос раздробляется и раздается верующим в субботу после литургии для вкушения (прежде принятия обычной пищи). Исторически употребление артоса возникло в подражание апостолам. Апостолы, привыкшие вкушать трапезу вместе с Господом, и по вознесении Его на небо отлагали часть хлеба для Него и так представляли Его как бы присутствующим среди них. Вместе с тем артос напоминает нам, что Христос Спаситель Своей крестной смертью и Воскресением соделался для нас истинным Хлебом вечной жизни.[195]

Чин освящения артоса совершается следующим образом. На солее, на приготовленном аналое или столе, полагается артос (может быть их и несколько).

По заамвонной молитве священник совершает каждение артоса. Диакон: «Господу помолимся».

Священник читает молитву на освящение артоса (из Требника, часть 2-я): «Боже Всесильный и Господи Вседержителю...».

Хор: «Аминь».

Священник окропляет артос святой водой, произнося трижды: «Благословляется и освящается артос сей, окропленяем воды сея священныя, во имя Отца, и Сына, я Святаго Духа. Аминь».

Хор вместо «Буди имя Господне...» – «Христос воскресе» (трижды).

Священник: «Благословение Господне на вас...».

Хор: «Аминь».

Священник поет вместо «Слава Тебе, Христе Боже...» - «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ».

Хор допевает: «И сущим во гробех живот даровав».

Отпуст литургии.

В этот день также освящаются куличи, пасхи, яйца и «брашна мяс». Освящение яств бывает вне храма, так как, по Уставу, их запрещено вносить в храм. Священник читает молитву из Требника: «Во еже благословити брашна, мяса во святую и великую Неделю Пасхи» и затем окропляет яства святой водой. В это время поются песнопения Пасхального канона.

Если освящение куличей и пасох совершается в Великую Субботу (до светлой утрени), то пасхальных песнопений петь нельзя; следует петь тропарь Великой Субботы: «Егда снизшел еси к смерти, Животе Безсмертный...».