Особенности богослужения праздника

Великая вечерня. «Блажен муж» – 1-й антифон. На «Господи, воззвах» – стихиры на 8. «Слава, и ныне» – стихира праздника. Затем – прокимен дня и читаются три паремии.

В первой паремия (Исх. 40, 1-5, 9-10; 16, 34-35) в образе ветхозаветной скинии, которая при освящении исполнилась славы Господней, Церковь созерцает величие Пресвятой Девы Марии: так Дух Святый осенил Пресвятую Деву – скинию воплощения Господа.

Во второй паремии (3 Цар. 7, 51; 8, 1, 3-7, 9-11) Церковь видит прообраз Пресвятой Девы в кивоте завета Господня, который, по освящении Соломонова храма, священники внесли во Святая Святых.

В третьей паремии (Иезек. 43, 27; 44, 1-4) прообразом Богоизбранной Отроковицы являются виденные пророком Иезекиилем врата.

На благословении хлебов, на «Бог Господь» и в конце утрени – тропарь праздника (глас 4-й):

«Днесь благоволения Божия предображение и человеков спасения проповедание, в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает. То и мы велегласно возопиим: радуйся, смотрения Зиждителева исполнение».

На утрени, по полиелее, величание:

«Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим еже в храм Господень вхождение Твое».

Прокимен: «Слыши, Дщи, и виждь и приклони ухо Твое».

Стих: «Отрыгну сердце мое слово благо». Евангелие от Луки зачало 4-е. На «Слава» поется стихира: «Днесь храм одушевленный... «И ныне» – то же. Затем – «Помилуй мя, Боже». Канонов – два: первый – Георгия, митрополита Никомидийского, со ирмосом – на 8: ирмос – дважды. Второй канон – Василия Пагариота, архиепископа Кесарийского, со ирмосом на 8: ирмос – дважды. По 3-й песни канона – седален праздника; «Слава, и ныне» – «Непорочная Агница...»; по 6-й песни – кондак и икос.

Кондак: «Пречистый храм Спасов, многоценный чертог и Дева, священное сокровище славы Божия, днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи. Яже в Дусе Божественном, Юже воспевают Ангели Божии: Сия есть селение Небесное».

На 9-й песни «Честнейшую» не поем, но поются припевы праздника. Припев 1-го канона: «Ангели, вхождение Пречистыя зряще, удивишася, како Дева вниде во святая святых». И сразу ирмос: «Яко одушевленному Божию Кивоту да никакоже коснется рука скверных (непосвященных – А.И.). Устне же верных Богородице немолчно, глас Ангела воспевающе, с радостию да вопиют: истинно вышши всех еси, Дево Чистая».

(Этот же припев и ирмос являются Задостойником на литургии). Далее к тропарям 2-го канона припев: «Величай, душе моя, приведенную во храм Господень и благословенную рукама иереовыма».

На литургии, как обычно в двунадесятые богородичные праздники, «Блаженны» с тропарями канона, песнь 3-я и 6-я – на 8. По входе – тропарь праздника, «Слава, и ныне» – кондак. Прокимен, глас 3-й: «Величит душа...»; стих «Яко призре на смирение...». Апостол (Евр., зачало 320), Евангелие от Луки, зачало 54 и причастен праздника: «Чашу спасения прииму...». Вместо «Достойно» – Задостойник.

Двунадесятый праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы имеет один день предпразднства (20 ноября/3 декабря) и четыре дня попразднства. Отдание праздника – 25 ноября/8 декабря.